Они меняют мир: 12 наиболее успешных социальных предприятий

Социальные предприниматели — народ изобретательный. Благодаря их умам, сердцам и креативности рождаются идеи, которые помогают спасти окружающую среду и изменить общество к лучшему. Большинство представителей социального бизнеса — прирожденные инноваторы: они совершенствуют не только отдельные виды продукции и услуг, но и бизнес-модели, финансовые процессы, маркетинг, а также изобретают новые способы получения прибыли. 

Имена лидеров этой сферы хорошо известны в предпринимательском сообществе. О некоторых из них наш портал уже рассказывал. Сегодня мы решили составить топ-лист наиболее интересных примеров социального бизнеса. Возможно, эти истории вдохновят кого-то на собственный стартап.

1. WGAC (Who Gives A Crap?)

Кредо этой австралийской компании заключено уже в самом названии. В литературном варианте оно звучит примерно так: «Кому не наплевать?» Перевод же буквальный (и не вполне приличный) имеет прямое отношение к сфере деятельности WGAC — туалетам и всему, что с ними связано.

Эта компания занимается выпуском бумаги для мест уединенных раздумий. И при этом попутно умудряется спасать мир. Дело не только в том, что туалетная бумага WGAC не содержит химических красителей и производится из уже рециклированного сырья. Амбиции владельцев компании куда масштабнее. Они взялись за борьбу с антисанитарией в странах третьего мира.

В развивающихся государствах более 2,5 миллиарда человек не имеют доступа к нормальным туалетам. И чем хуже там дела с гигиеной, тем выше уровень заболеваемости и смертности — особенно среди детей. Трое парней из Австралии решили регулярно перечислять половину прибыли от продажи туалетной бумаги на улучшение санитарных условий в бедных странах.

Деньги на создание бизнеса добывали при помощи краудфандинга. Один из основателей компании, Саймон, заперся в туалете на складе и отказался выходить, пока не набежит нужная сумма. Благодаря этой эксцентричной акции парни моментально прославились и легко собрали 50 тысяч долларов для открытия предприятия.

2. Sevenly

Могут ли майки изменить мир? Владельцы Sevenly уверены: могут.

Компания была основана в 2011 году Дейлом Партриджем и Ароном Чавезом, решившими разбудить сознательность и щедрость в молодом поколении.

Юноши и девушки, покупающие майки от Sevenly, знают: 7 долларов с каждой продажи пойдут на благие цели, например на борьбу с раком или поддержку больных аутизмом. На благотворительные нужды уже перечислено более 2,7 миллиона долларов.

3. Kiva

Kiva — это онлайн-платформа, где можно получить микрокредит на создание собственного дела. «Микро» означает сумму от 25 долларов. Во многих странах у жителей нет даже такой ничтожной суммы для мини-стартапа. Kiva помогает человеку вырваться из нищеты, предлагая ему не рыбу, а удочку — причем некоторым в буквальном смысле: иногда претенденты просят денег на рыболовные снасти, чтобы прокормить семью и основать скромный бизнес.

Благотворители, желающие жертвовать с помощью Kiva, просматривают на сайте истории соискателей и выбирают тех, кому могли бы одолжить денег. Микрокредиты возвращаются заимодавцам в 99 из 100 случаев.
Сама онлайн-платформа не удерживает процентов с пожертвований. Kiva материально поддерживается различными корпорациями, национальными институтами и отдельными гражданами.

4. Rapanui Clothing

Под этим модным брендом выпускается так называемая органическая одежда из натуральных тканей. Основатели фирмы подчеркивают, что историю их продукции можно проследить «от семени до прилавка». К слову, одежду Rapanui шьют на фабрике, которая работает от энергии ветра.

Компания, продвигающая экомоду, решает еще одну социальную проблему: она перечисляет средства на то, чтобы помочь молодым людям найти работу или начать свой бизнес.

5. Trabasack

Переносная сумочка-стол от Trabasack получила в Британии награду за инновационность. Между тем, началась эта история с события печального: супруги Клер и Данкан Эдвардс узнали, что их сын Джо страдает синдромом Дравета. У детей с таким диагнозом случаются сильнейшие приступы эпилепсии.

Клер, которая долгие годы сама была прикована к инвалидному креслу, изобрела приспособление, которое облегчило ей уход за больным ребенком. Так появился первый поднос Trabasack, который было удобно держать на коленях. Впоследствии он был усовершенствован и превратился в сумочку-стол — простой в использовании и безопасный. После того как Эдвардсы получили заказы на подобные конструкции от других людей, они решили поставить производство Trabasack на поток.

Сейчас компания перечисляет 10% своей прибыли на благотворительные нужды, а также поддерживает социальных предпринимателей. 

6. Belu Water

Belu Water — еще одно предприятие, для которого важен принцип социальной ответственности. Здесь производят биобутылки, превращающиеся в компост (в почве, конечно, а не на прилавке).

Эта компания является эксклюзивным поставщиком для благотворительной организации Water Aid («Водная помощь»). Туда же она отдает и всю свою прибыль — на сегодня Belu Water перечислила уже 484 тысячи долларов.

7. Catchafire

Привлечь профессионалов к волонтерству в благотворительных проектах — цель Catchafire. Это предприятие берет небольшую плату с некоммерческих организаций и фондов, которым требуются услуги добровольцев, и находит им нужных специалистов.

Подобная практика стала буквально хитом последних лет. Профессионалы оказывают услугу обществу, попутно шлифуя собственное мастерство на дополнительной работе. А благотворительные организации пользуются услугами талантливых специалистов за очень небольшие деньги.

8. San Patrignano

Бесплатные программы реабилитации наркозависимых — главная миссия San Patrignano. Это итальянское социальное предприятие существует уже 35 лет. За столь долгий срок здесь сумели найти рецепт успеха. Наркоманов не только отучают от пагубной привычки, но и обучают основам некоторых профессий, что в дальнейшем помогает им при поиске работы.

San Patrignano параллельно занимается производством продукции и оказанием услуг в различных сферах: от выпечки пиццы и дизайна интерьеров до организации выставок лошадей и вернисажей графического искусства.

9. SoleRebels

Эта компания создает модную и удобную обувь, которую называют «экодружелюбной»: ее производят из джута, органического хлопка, а также из переработанных старых шин.

История soleRebels началась в 2004 году в Зенабворке — деревушке рядом с Аддис-Абебой (Эфиопия). Это социальное предприятие было призвано создать рабочие места для жителей этого села.

С течением времени бизнес окреп, а масштабы его заметно выросли: этот бренд теперь известен в 30 странах мира.

10. TOMS Shoes

Еще одна обувная компания — но с совершенно иным, особым подходом к социальным проблемам. Ее основатель, Блейк Майкоски, однажды увидел, как на окраине Буэнос-Айреса играют босоногие мальчишки. Это зрелище его тронуло, и Майкоски решил помочь неимущим подросткам. Он основал обувной бизнес, концепция которого была проста: каждый, кто нуждался в обуви, мог получить в подарок пару башмаков при условии, что вторую пару он сумеет продать.

Только в 2012 году люди получили от TOMS Shoes бесплатно 12 миллионов пар парусиновых туфель. А Майкоски тем временем занялся еще и выпуском очков. Теперь он направляет часть прибыли своей компании на восстановление зрения неимущих людей.

11. D-Rev

Эта некоммерческая компания занимается разработкой инновационной продукции. Ее миссия — улучшить здоровье и повысить уровень доходов людей, живущих менее чем на 4 доллара в день. D-Rev осуществляет свою деятельность во многих странах третьего мира.

Среди продуктов компании — система специального освещения для новорожденных, больных желтухой. Кроме того, здесь выпускают дешевое, но высококачественное искусственное колено: подобная вещь необходима людям, пережившим ампутацию. В D-Rev также разрабатывают и новые технологии — к примеру, недорогой метод пастеризации молока для развивающихся стран.

12. Divine Chocolates

Divine — единственная шоколадная компания в рамках Fairtrade, чьи акции на 45% принадлежат фермерам, членам кооператива «Куапа Коку» из Ганы. Такой расклад позволяет крестьянам получать свою долю с прибыли Divine и дает им возможность влиять на положение дел в индустрии какао.

Fairtrade гарантирует фермерам минимальную цену в 2000 долларов за тонну какао, что защищает их от непредсказуемых колебаний рынка. Шоколад Divine хорошо известен в США, Канаде, Австралии, Европе, Японии и Южной Корее.

Источник: yourstory.com

Подготовила Татьяна Гуторова

Автор: Татьяна Гуторова

Дата публикации: 26 октября 2016

#зарубежный опыт

 1174   137  
Вам может быть интересно