Как футбол и социальный бизнес меняют Африку

Компания Alive and Kicking тренирует тренеров и учит учителей. Она  открывает для африканских мальчишек футбол, а для их родителей —новые рабочие места. В разных странах Африки Alive and Kicking в общей сложности создала 150 рабочих мест на предприятиях по производству мячей — в основном, футбольных.

Социальная компания из Британии получила за свою деятельность уже не одну награду. По мнению экспертов, ее эффективная бизнес-модель может стать образцом для тех, кто желает изменить жизнь к лучшему на Черном континенте с помощью предпринимательских механизмов. Председатель совета директоров Alive and Kicking Гленн Каммингс (Glenn Cummings) рассказывает о необычной компании и перспективе социального бизнеса в Африке. 

– Чем занимается Alive and Kicking?

– Мы изготавливаем уникальные и на 100 процентов «этические» спортивные мячи. Во-первых, они очень прочные. Во-вторых, это ручная работа. В-третьих, на производстве заняты жители стран, где с работой очень туго: Кении, Замбии и Ганы. (В лондонской штаб-квартире организации работают всего три человека, все остальные — африканцы.) В-четвертых, все материалы для производства мячей — местные: кожа, хлопок для подкладки, воск, клей, латекс для камеры.

Компания может изготовить мячи на заказ — с любым дизайном и в любом количестве. Поэтому среди ее заказчиков и клуб «Арсенал», и УЭФА (им нужны в рекламных целях мячи с логотипами), а также различные некоммерческие организации, и даже ООН (они печатают на спортинвентаре краткую социальную рекламу и свои слоганы). 

В год Alive and Kicking продает 85 тысяч мячей — из них 80 тысяч в самой Африке. Основные каналы продаж — местные ритейлеры, коммерческие компании, НКО и структурные подразделения ООН. Выручка с продаж составляет 80% доходов организации. Остальное — пожертвования частных лиц крупных корпораций и фондов. Мы НКО, заработанные деньги вкладываем в расширение производства и продвижение наших программ по санитарному просвещению в Африке — в первую очередь распространению знаний о профилактике СПИДа.

– В чем заключается ваша социальная миссия?

– Мы обеспечиваем доступ к занятиям спортом детей из бедных слоев населения, распространяя качественный спортинвентарь в школах. Дети получили от нас в подарок уже 150 тысяч мячей, а значит, именно столько жизней изменились к лучшему. Футбольный мяч для ребенка — это нечто большее, чем просто инвентарь. Это доступ к настоящей радости.

Мы создаем рабочие места в регионах с высоким уровнем безработицы и достойно оплачиваем труд наших рабочих. Мы даем работу людям, которые заняты как на производстве, так и в образовательных программах. 

Нанимать стараемся тех, кто больше нигде не сможет трудоустроиться: инвалидов, женщин, людей с низким уровнем образования…

Самая большая радость для нас: четверть сотрудников Alive and Kicking имеет возможность копить деньги — для того, чтобы в будущем создать собственный небольшой бизнес.

Мы занимаемся повышением медицинской грамотности среди детей и их родителей. Для этого тренеры, школьные учителя проходят у нас специальное обучение. В кампании по профилактике ВИЧ и СПИДа участвуют 955 человек, которые охватили лекциями и семинарами уже 30 тысяч своих соседей.

– Почему именно тренеры и учителя заняты в этой программе?

– Футбол — великая сила. Он пользуется здесь огромной любовью. Только футбол способен собрать там вместе много молодых людей, для которых, собственно, и предназначена антиСПИД-кампания. Футбольные тренеры в Африке — люди уважаемые и очень авторитетные. Тому, что они говорят, подростки готовы внимать, готовы слушаться их. Логично именно в уста этих людей вкладывать такую жизненно важную информацию, как азы профилактики ВИЧ. Тренеры отмечают, что мальчишки-члены футбольных команд меняются. Мало того, они сами становятся распространителями знаний о смертельном вирусе и способах профилактики болезни в своих деревнях. 

Основные постулаты лекций наших тренеров мы печатаем на мячах, которые дарим детям — и это тоже часть санитарного просвещения. Среди участников программы есть уважаемые в селениях люди (в том числе и лидеры сообществ), живущие с ВИЧ. Они помогают рассеять бытующие в обществе мифы, связанные с заболеванием, а значит — разрушить «стигмы», жить с которыми обречены те, кто заразился вирусом.

– Является ли социальное предпринимательство эффективной моделью для решения социальных проблем в Африке?

– Африка во многих отношениях находится в уникальном положении. Конечно, в каждой стране есть своя специфика, но в общем и целом население континента очень молодо и склонно к предпринимательству. А еще у них есть страсть к изменению мира. 

Частный сектор здесь развит плохо, а значит, у африканцев нет нашей зашоренности, нет представления о традиционном бизнесе и бизнесе с социальной составляющей. Они начинают с чистого листа. 

Многие из них ездили учиться за границу и возвращаются оттуда, переполненные идеями, которые стремятся тут же воплотить, чтобы сделать жизнь в своих странах лучше.

На мой взгляд, именно социальное предпринимательство и социально ответственный бизнес явятся главным двигателем экономического роста на континенте в ближайшие 10, а значит, этот рост будет сопровождаться решением экологических и социальных проблем Африки.

– Каковы планы  Alive and Kicking на ближайшую «пятилетку»?

– Мы намереваемся расти. Очень скоро наши производства появятся в Нигерии, Уганде и Руанде. К 2020 году Alive and Kicking создаст в Африке 500 новых рабочих мест, утроит количество подаренных футбольных мячей, подготовит втрое больше тренеров и маленьких футболистов. Мы также собираемся расширить рынок продаж: произведенные в Африке мячи появятся в спортивных магазинах Великобритании и США. В Лондоне уже открыт небольшой магазинчик, который вызывает у публики достаточно большой интерес; скоро у Alive and Kicking появится интернет-магазин. Мы также подумываем о том, чтобы заключить стратегические соглашения о партнерстве с близкими нам по духу компаниями.

Главное слово для СО НКО и социальных предприятий — «устойчивость». Мы, кажется, уже знаем о ней все: мы досконально изучили, что это такое и как ее достичь. Сейчас главное для нас — увеличение социального эффекта, и решением этой задачи Alive and Kicking как раз занимается.

Перевела Екатерина Савостьянова

Источник: theguardian.com

Дата публикации: 6 октября 2016

#зарубежный опыт

 408   123  
Вам может быть интересно