Такая разная переработка

Наша планета захламлена. С каждым днем мусора на ней становится все больше. Но если для экологов это повод (и весомый) бить тревогу, то для социальных предпринимателей — способ заработать. Они находят новые способы утилизации мусора, в поисках которого устремляются на свалки, в офисные центры и даже… на дно Атлантического океана. Представляем вам обзор наиболее интересных проектов социального бизнеса в сфере утилизации и переработки мусора.

Приходилось ли вам когда-либо очищать шкаф от старых вещей, когда вы покупаете, скажем, новый свитер? А что если каждый раз, делая это, вы получать небольшое вознаграждение? Заманчиво? Так же подумал американец Гриффин Ванз, запуская свой стартап Aeon Row.

Чем меньше, тем современнее

Компания занимается продажей женской одежды и предлагает каждому покупателю прислать ненужные вещи, которые пойдут на переработку. Награда — 15% скидка на следующую покупку. 40% покупателей именно так и поступают, а 95% товаров Aeon Row сделаны именно из переработанных материалов. 

«Цель проекта, – объясняет Ванз сайту huffingtonpost.com, – просвещать людей относительно того, что творится с природой, когда в нее попадают текстильные отходы, вовлекать их в процесс переработки отходов, а заодно помогать им правильно избавляться от ненужных вещей в шкафу».

Пряжу, сделанную из переработанной одежды, фирма получает на фабрике Recovertex. Туда она отправляет и сданные покупателями вещи, которые изготовлены из легко перерабатываемых материалов (например, хлопчатобумажные футболки). «Трудноперевариваемые» материалы, такие как джинсовая ткань, компания отдает другим партнерам — они делают из них изоляционные материалы или набивку для автокресел.

Одежда, которую еще можно носить, на переработку не идет. Ее Aeon Row отдает в благотворительные общества, занимающиеся помощью нуждающимся.

Ассортимент продукции, представленный на сайте, очень скромен. Одна футболка, одно платье, ну и еще черная юбка к ним. Причины две. Во-первых, компания создана недавно и сейчас экспериментирует с дизайном. Во-вторых (и это главное), Aeon Row хочет научить людей, чтобы они умели обходиться малым количеством вещей и получать от этого удовольствие.

Бесплатный кофе в Амстердаме

Создатели голландского проекта Wasted, о котором рассказала английская The Guardian, придумали, как мотивировать людей не выбрасывать пластиковый мусор в помойку, а цивилизованно его сдавать. Надо заинтересовать их материально. Более 700 домов района Ноорд с охотой присоединились к проекту после того, как экопредприниматели придумали хитрую систему поощрений. Когда потенциальные участники проекта дают свое согласие, каждый из них получает пустой мешочек с уникальным QR-кодом. За каждый мешочек, наполненный пластиком, выдается одна зеленая монета. Ими можно расплачиваться в местных магазинчиках, с которыми Wasted заключил договор. Сумма небольшая, но все-таки она есть.

В популярном кафе Al Ponte за одну такую монету можно взять вторую чашку кофе, в магазине велосипедов BeekhovenBikes Fietsspecialist за три монеты —получить 50% скидку на ремонт шин. Сейчас в проекте участвует около 30 компаний. Даже салон традиционной восточной медицины решил делать своим клиентам скидки за зеленые монеты. Недавно среди участников проекта проводилось исследование. 52% респондентов сказали, что благодаря программе они теперь смотрят на мусор по-новому, а 23% вообще отказались от применения пластика.

На дне морском: как заработать на старом кабеле

Мало кто задумывается о том, что на дне океана лежат тысячи километров кабеля. Голландец Арни де Джонг решил добывать из этого кабеля деньги.

Поразительно, но 98% нашего общения проходит там, на морских глубинах. Первые провода — телеграфные — были проложены по дну Атлантического океана еще в 60-е годы позапрошлого столетия. Сегодня наступила эпоха оптоволокна. А что делать с теми, старыми — из меди, алюминия, стали и пластика? Забыть о них или найти им новое применение? Арни де Джонг, основатель компании по извлечению кабеля из океанских глубин, утверждает, что удается приспособить к новым технологиям лишь 6% глубоководных проводов.

«Это похоже на Дикий Запад в океане, – говорит он. – Ни тебе полиции, ни бандитов. Никто ничего не контролирует. И миллионы километров кабеля на морском дне, миллиарды долларов, лежащие бесхозно!»

Де Джонг уверен, что кабель — очень ценная вещь, которую можно переработать. С 2009 года он бороздит океан на своем судне. Пройдя 22 тысячи километров, голландец (как утверждает он сам) извлек 27 млн долларов. Многие относятся к этой идее скептически, уверяя, что на самом деле проводов не так много и работа по их извлечению себя не окупит. Но Де Джонг от своей затеи отказываться не намерен.

Драгоценный офисный мусор

Считаете, что убедить компании покупать свой собственный мусор — дело безнадежное? Создательница австралийского социального предприятия Green Collect, о котором рассказывает газета The Guardian, уверена в обратном. Они превращают мусор в средство зарабатывания денег для обездоленных людей.

Компании, расположенные в офисах центрального Мельбурна, платят Green Collect за то, что она вывозит их мусор, с трудом поддающийся переработке, а потом… вновь покупают его же. Принимает компания всевозможную технику (ноутбуки, телефоны), папки и скрепки, «антикварные» дискеты, карандаши, ручки, блокноты, буклеты и т.д. Между этими двумя сделками происходит самое главное. Green Collect нанимает людей из незащищенных слоев населения, которые превращают этот мусор в нечто вновь пригодное к офисному употреблению. В интернет-магазине — все те же блокноты, ручки, фломастеры, папки, скрепки, дыроколы, стаканчики для карандашей. 

Эксперт по социальному предпринимательству профессор Джо Барракет считает, что лучше этой бизнес-модели придумать ничего нельзя. Компания решает социальные, экологические и экономические проблемы, являясь при этом полностью самоокупаемой, 50% прибыли и дохода должно возвращаться и идти в дело. «Отличительная черта любого социального предприятия — умение находить скрытую ценность во всем», – говорит профессор Барракет.

Когда Салли Куинн 11 лет назад создавала Green Collect, о прибыли она вообще практически не думала — лишь о том, как помочь неимущим. Сегодня в компании трудится на постоянной основе 30 человек, две трети из которых — представители социально незащищенных слоев населения. Годовой доход предприятия составляет 800 тысяч долларов. Green Collect существует преимущественно на собственные доходы (85% от бюджета организации). Остальное — это средства благотворителей и государственные субсидии.

Мусорная мода

Экодизайнер Нэнси Джадд нашла способ превращать отходы в новинки моды. Ей давно не давал покоя вопрос, что происходит с тоннами мусора, который ежедневно и ежечасно производят американцы. Разумеется, часть идет в переработку, а остальное? Свою компанию Recycle Runway она создала для тех, кто подобными вопросами не задается.

«Меня часто спрашивают, зачем я делаю одежду из мусора? – говорит Нэнси интернет-изданию huffingtonpost.com. – Просто однажды я придумала именно такой способ достучаться до людей и заставить их думать о том, что происходит с нашей планетой».

Материалы, используемые Джадд для творчества, — крайне разнообразны.  Это и части старых алюминиевых бачков, и кассеты, и ржавые гвозди, и даже части автомобилей.

«Я называю этот процесс «серфингом в мусорном бачке», – смеется дизайнер, – никогда не знаешь, что именно найдешь».

Автор: Денис Семенов

Дата публикации: 30 января 2017



 311   24  
Вам может быть интересно