«Бизнес-Класс»: как зарабатывать деньги и эффективно решать социальные задачи

Возможно ли руководить успешным бизнесом и одновременно быть социальным предпринимателем? Да, – отвечают участники курса «Социальное предпринимательство», которую разработал Сбер вместе со СберУниверситетом и Московской школой управления «Сколково». Именно за этот курс Фонд «Наше будущее» наградил компанию ПАО Сбербанк в номинации «Амбассадор социального предпринимательства»: «Образование» премии «Импульс добра». Кому интересна программа, как попасть на обучение и какие результаты получают выпускники, поговорили с Олегом Семененко, управляющим директором-начальником управления GR и работы со специальными проектами Сбербанка.

– Курс о социальном предпринимательстве вышел в рамках платформы «Бизнес-Класс». Расскажите, что это за проект.

– В 2016 году Сбер запустил федеральную программу «Бизнес-Класс» – обучающую онлайн-платформу для предпринимателей. Проект уже объединил более 1 млн участников, которые хотят развивать бизнес-навыки, найти идею для старта в предпринимательстве или вывести свое дело на новый уровень.

С самого начала мы решили, что обучение для потенциальных участников – студентов, молодежи, самозанятых, фрилансеров, начинающих предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса – должно быть бесплатным и доступным даже в самых отдаленных регионах России. Отсюда дистанционный формат. Нужен только интернет и простая регистрация. Эксперты программы – бизнес-тренеры и предприниматели-эксперты регионального и федерального уровня, которые делятся практическими навыками по созданию и развитию своего дела.

По итогам исследования эффекта для участников программы, после обучения 75 % наших выпускников чувствуют себя увереннее в предпринимательстве, а 12 % новичков открывают бизнес. Кроме того, 61% действующих предпринимателей улучшают бизнес-показатели – растет средний чек, выручка, число клиентов и сотрудников.

– Вы отслеживаете эффект от работы программы для регионов России?

– Главные результаты – это создание новых рабочих мест в секторе МСП и рост выручки предпринимателей. По итогам программы на конец 2021 года создано более 260 тыс. рабочих мест на действующих предприятиях и более 62 тыс. новых бизнесов.

– Почему социальная направленность становится актуальной для бизнеса?

– Действительно, это направление привлекает большое число учеников. Мы понимаем, что людям в последнее время становится важной не только финансовая составляющая бизнеса, но и возможность приносить пользу обществу, помогать тем, кто рядом. Поэтому было принято решение собрать экспертов, предпринимателей и инвесторов, которые могут рассказать о социальном воздействии бизнеса, финансовых ресурсах, маркетинге и продвижении, социальном капитале и о доступе к социальным инвестициям. Среди спикеров есть успешные действующие предприниматели – Роман Аранин, соучредитель и генеральный директор ООО «Обсервер», Константин Лившиц, основатель и генеральный директор службы социально-медицинского сопровождения «Система Забота», Татьяна Соколова, основатель туристического проекта «Экспедиции в Торжок» и другие. Курс разбит на 11 коротких емких видеоуроков. Более 4 тысяч участников платформы уже начали или завершили подготовку.

– Что получают выпускники?

– Курс помогает провести анализ действующего проекта и определить точки роста, составить бизнес-модель, финансовый план, уточнить целевую аудиторию, внедрить CRM и новые каналы взаимодействия, а также подготовиться к защите перед инвесторами. Кто-то сможет получить впервые представление о социальном предпринимательстве и открыть для себя новое направление для развития. Эксперты рассказывают, как разработать медиаплан и составить стратегию выстраивания личного бренда социального предпринимательства.

– На ваш взгляд, каковы перспективы социального предпринимательства в России?

– Думаю, в ближайшее время будет расти сегмент ответственных потребителей. Так, согласно опросам, при прочих равных 89 % пользователей важна социальная составляющая бизнеса или продукта.

Большинству предпринимателей уже знакома аббревиатура ESG – стратегии, которая определяет социальную, экологическую политику и корпоративное управление компании. Например, среди принципов Политики ESG Сбербанка есть такие, как создание условий для эффективного труда и развития человеческого потенциала, обеспечение соблюдения и защиты прав человека, инклюзивной среды и равного доступа к продуктам и услугам, поддержка местных сообществ и содействие социальному развитию.

То есть мы, по сути, видим смену парадигмы, переход к устойчивому развитию и социальной составляющей. Раньше потребителям нужна была низкая цена и хорошее качество, их мало интересовало, где, в каких условиях, кем производился продукт, как он влияет на социум и окружающую среду, какой вклад компания вносит в устойчивое развитие своего города, региона, страны, как помогает людям. Сейчас все больше людей хотят знать ответы на эти вопросы и могут выбирать услуги и товары тех предпринимателей, которые берут на себя дополнительную ответственность. Кроме того, такой бизнес понятнее и интереснее для инвесторов, потому что он устойчив в долгосрочной перспективе.

Автор: Юлия Кожева

Дата публикации: 27 сентября 2022

#фонд наше будущее #Импульс добра #лауреат Премии "Импульс добра"

 456   1  
Хочешь получать свежие новости?
Подписаться
Вам может быть интересно