Карта социального предпринимательства Европы. Поддержка и риски

Мы завершаем публикацию выдержек из Обзора социального предпринимательства в странах Европы, подготовленного Европейской комиссией (с первым материалом можно ознакомиться здесь). В первой части речь шла об определениях и терминах, во второй  — о юридическом статусе социальных предприятий в разных странах, многообразии их форм и сфер деятельности. В заключение остановимся на источниках финансирования, мерах поддержки социального предпринимательства и факторах, которые мешают ему развиваться. 

В отличие от традиционных бизнесов, существующих на прибыль от своей деятельности, социальные предприятия используют так называемую гибридную модель. Это комбинация как рыночных, так и нерыночных источников финансов. Соотношение между этими двумя источниками дохода неодинаково в разных странах.

Непростая комбинация

Так, социальные предприниматели Чехии, Финляндии, Франции, Италии и Великобритании опираются в своей деятельности преимущественно на рыночные механизмы (в том числе поставляя товары и услуги государству), а вот в Австрии и Польше такого рода доходы в социальном бизнесе составляют меньше половины.
Схематически виды доходов социальных предприятий можно представить в виде таблицы.



В большинстве стран Европы главным источником доходов для социальных предприятий, основным их заказчиком является общество в лице государства. Для итальянских социальных предпринимателей — это 45 % клиентуры. В Великобритании 23 % представителей социального бизнеса называют государство главным или единственным источником дохода, а 52 % получают от него значительную часть своих средств. В основном это касается таких сфер деятельности, как здравоохранение, образование, отдых и так далее.

Поддержка: такая нужная и такая разная

Еще рано говорить о сложившейся «экосистеме поддержки» социального бизнеса в Европе. Она необходима для того, чтобы предприятия преодолевали определенные препятствия на пути своего роста, но пока эта система находится лишь в начальной стадии развития, и в большинстве стран можно видеть лишь зарождение отдельных ее характеристик. В общем и целом сложившаяся система поддержки социального предпринимательства состоит (должна состоять) из следующих элементов:

  1. Законодательное оформление социального предпринимательства.
  2. Специальные программы поддержки социального предпринимательства.
  3. Механизмы взаимной поддержки.
  4. Рынки инвестиций влияния (impact-инвестирования).
  5. Оценка влияния и система отчетности.

Разумеется, далеко не все пункты представлены во всех участвовавших в исследовании странах. О законодательстве в отношении социального предпринимательства мы говорили в прошлый раз. Так или иначе оформленная политика государства в отношении социального бизнеса имеется лишь в 8 странах Европы. На карте они представлены синим цветом. 7 находятся в процессе ее разработки (зеленый цвет на карте).

В некоторых странах существуют развитые и многообразные программы поддержки предпринимателей, разработанные специально для социального бизнеса. Вот перечень этих стран: Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Италия , Люксембург, Польша, Португалия, Словения, Франция, Хорватия, Швейцария, Швеция. Разумеется, объем, конкретное наполнение и направление этих схем поддержки в них очень различно. В Швеции, например, они нацелены исключительно на «социальные предприятия трудовой интеграции» (WISE), в других странах спектр их адресатов значительно шире. Отсутствуют подобные системы поддержки преимущественно в восточноевропейских странах, недавно ставших членами Евросоюза: Болгарии, Литве, Латвии, Словении, Словакии, Румынии, Чехии, Эстонии, а также на Мальте. Можно говорить лишь об отдельных мероприятиях в этой области, проводимых Структурными фондами ЕС. Там существуют лишь разрозненные опыты в этой области, предпринимаемые отдельными фондами. Впрочем, и некоторые старожилы Евросоюза — Австрия, Германия, Финляндия, Нидерланды — не могут похвастаться наличием подобных программ. Мало того, в Финляндии и Нидерландах они не развиваются намеренно — такова государственная экономическая политика.

А что внутри?

В чем может заключаться поддержка социального предпринимательства?

  • Привлечение внимания к этой сфере деятельности, распространение знания, обмен опытом.
  • Поддержка и сервисы, предоставляемые специалистами в области бизнеса.
  • Помощь в привлечении инвестиций.
  • Специальные финансовые инструменты (например, фонды социального инвестирования).
  • Особая инфраструктура (например, социальные коворкинги).
  • Обеспечение доступа к рынку.

Обмен опытом и (в той или иной степени) механизмы взаимной поддержки действуют  практически во всех странах Евросоюза.  Опыт Италии, Франции и Великобритании свидетельствует, что они могут играть очень важную роль в развитии этого сектора, обеспечивая социальным предпринимателям необходимое руководство, наставничество, а иногда — и защиту.  В некоторых странах — Бельгии, Франции, Германии, Нидерландах, Словении, Венгрии и других — существуют особые социальные бизнес-инкубаторы. Их немного, но количество их постоянно растет. 

Рынки инвестиций влияния

Они включают в себя специальные финансовые инструменты, которые в наиболее «продвинутых» странах, например Франции и Великобритании, предоставляются при непосредственном участии государства. Оно дает социальным стартапам займы или инвестиции.

Оценка влияния и система отчетности практически не развита в странах Евросоюза. Если где-то и существует принятая методология оценки, то составление отчетов в этой области практически нигде, за исключением Бельгии и Германии, не является обязательным.

Система сертификации, присвоения особых знаков и маркировок пока еще тоже не слишком распространена в Европе. По сути дела, сертификат «социальное предприятие» существует лишь в четырех европейских странах: Великобритании, Финляндии, Польше и Германии (на карте они покрашены в синий цвет). Еще в четырех странах, отмеченных на карте красным (Австрии, Чехии, Нидерландах и Люксембурге), продукции некоторых предприятий присуждают маркировку, по смыслу близкую к «социально-предпринимательскому лейблу». В Нидерландах и Австрии есть знак для предприятий WISE, а в Чехии особым образом помечают товары, сделанные людьми с ограниченными возможностями.

Что мешает?
И в заключение — несколько слов об основных препятствиях для развития социального предпринимательства. В каждой стране они свои, и перечислить их нет никакой возможности. Можно лишь указать общие причины, вызывающие эти проблемы:

  • Непонимание сути и смысла социального предпринимательства. 
  • Нехватка специалистов и недостаточное развитие инфраструктуры поддержки.
  • Отсутствие законодательной базы.
  • Сложность выхода на рынок.
  • Сложности в получении финансирования.

Подготовила Екатерина Савостьянова

Дата публикации: 18 сентября 2015

#социальное предпринимательство #европейский союз

 1414   8  
Хочешь получать свежие новости?
Подписаться
Вам может быть интересно