Кристина Белавич: Социальное предпринимательство возвращает смысл

Сегодня мы все чаще задаем себе вопрос «В чем смысл?». Социологи отмечают, что тема осмысленности существования, девальвации существующих ценностей и ориентиров волнует все большее количество современных людей. По мнению руководителя Лаборатории упаковки смыслов, кандидата психологических наук Кристины Белавич, именно социальное предпринимательство способно дать ответы на многие острые вопросы.

В советскую эпоху шло коммуникативное упрощение: транслировались общественные ценности, игнорировались индивидуальные, мы жили лозунгами, находились в состоянии постоянной агитации, строили отношения в системе упрощенной коммуникации. После 1988 года мы попали в другую, еще более упрощенную коммуникацию – материальную, и стали общаться через единственный смысл - деньги. За последние 20 лет никаких новых смыслов не появилось, и мы по сей день продолжаем в коммуникативном поле эксплуатировать тему товарно-денежных отношений. Тему, жизнеспособность которой чем дальше, тем больше иссякает.
Меж тем существование в границах общества потребления, в котором считается нормой меньше дать, но больше взять, купить подешевле, продать подороже, нарушает естественный природный баланс, основанный на законе сохранения энергии. Существование в потребительской «системе счисления» и вызвало кризис смыслов, поставив ребром один из самых актуальных на сегодняшний день вопросов. Вопрос «Зачем?».

На самом деле, ответ на этот сакраментальный для современного человека вопрос можно найти, сделав всего лишь пять шагов.

Шаг первый. Осознание. Овладеть смыслами возможно, когда понимаешь причинно-следственные связи своих действий и их результатов.

Шаг второй. Объединение. Заинтересованность в общем качестве среды неизбежно меняет систему ценностей отдельного человека, вынуждая его искать единомышленников.

Шаг третий. Социальное предпринимательство. Переоценка ценностей формирует иную жизненную мотивацию - от мотивации потребления к мотивации принесения пользы. На этом этапе начинается поиск ценностей через людей, которые благодаря познанию и личному опыту, пришли к новому формату деятельности и открыли для себя новые смыслы.

Шаг четвертый. Эффективная коммуникация. Основной барьер, который не дает возможности развиться соцпредпринимательству в нашей стране - коммуникационный разрыв. Чтобы выстроить эффективную коммуникацию между государством, обществом и людьми, реализующими проекты, направленные на улучшение качества социальной сферы, важно умело упаковать и донести суть и смыслы.

Шаг пятый. Общее поле. Создание единой платформы, которая будет замыкать на себе каналы взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами (стейкхолдерами).

 

Для того чтобы социальное предпринимательство в  нашей стране получило хорошие шансы на развитие, наше коммуникативное поле должно измениться. На его качество могут повлиять следующие вещи.

• Создание доступной базы успешных кейсов; организация площадок для их обсуждения.
На сегодняшний день одна из проблем развития социального предпринимательства заключается в малочисленности реализованных социальных кейсов. Она усугубляется тем, что люди, которые занимаются социальными проектами, редко обмениваются опытом. В итоге каждый изобретает свой велосипед. Чтобы исправить сложившееся положение дел, одной из первостепенных задач должно стать создание отраслевых историй, упаковка существующих кейсов с изучением и анализом наработанного опыта.

• Выход из понятийного поля, целиком и полностью завязанного на монетизации и извлечении прибыли.
Обсуждая идеи соцпроектов, мы сталкиваемся с тем, что люди разучились мыслить вне контекста «презренного металла». Вот пример: некоторые из социальных предпринимателей часто оказываются в такой ситуации, когда рассказывая о своей идее, о ценности проекта, о том, как он может изменить окружающий мир, слышат в ответ один-единственный вопрос: а где здесь монетизация? То есть тут мы видим, как происходит откат к привычному поведению, возврат от ценности и смысла проекта к формату материальной коммуникации. Это ведет к разрушению смыслового и ценностного полей.
Назрела необходимость введения в понятийное поле иной системы ценностей, альтернативной системе максимального извлечения прибыли. Социальное предпринимательство не строится по привычной схеме традиционного бизнеса, который ориентирован на максимизацию прибыли. Обоснованием для создания соцбизнеса служит другое — заинтересованность в улучшении качества жизни, создание гармоничной дружелюбной среды обитания.

• Конструктивный подход к восприятию и трактовке проблем.
Для того чтобы сделать более доступным решение ряда «социальных» вопросов, надо изменить угол зрения, под которым мы их рассматриваем. Уйти от сантиментов и начать мыслить конструктивно. Например, в нашей стране существует большая проблема, связанная с тем, что инвалиды вытеснены из социума. Это ухудшает качество самого социума, и опосредованно – качество жизни каждого из нас. Как это можно исправить? Для начала мы должны уйти от жалости, в основе которой на самом деле – желание убрать из поля зрения человека, ее вызывающего. Если смотреть правде в глаза, каждый из нас является потенциальным инвалидом. Конструктивный подход заключается в первую очередь в осознании того, что жизнь в состоянии инвалидности может и должна быть и счастливой, и созидательной. Поэтому создание условий для людей, оказавшихся в ситуации ограниченных возможностей, является одной из самых первостепенных задач соцпредпринимателей.

• Ориентация на систему долгосрочного планирования
До тех пор, пока большинство игроков будет продолжать стремиться к реализации краткосрочных сценариев, действуя в линейных представлениях, мы будем наступать на одни и те же грабли и иметь низкое качество жизни. Переход в новое понятийное и смысловое поле предполагает работу на долгосрочный результат, запуск проектов, работу которых возможно спрогнозировать в перспективе на несколько лет или десятилетий. И – жизнеспособными в долгосрочной перспективе окажутся те бизнесы, которые меняют мир к лучшему. Поэтому очевидно – пора менять подход к выбору мотивации и, как бы сложно это ни было, очень важно делать это сообща.



Подготовила Мария Кригер

Дата публикации: 23 сентября 2014

#белавич

 905   68  
Хочешь получать свежие новости?
Подписаться
Вам может быть интересно