Михаил Мамута: "Между соцпредпринимателями должны формироваться горизонтальные связи"

Тематика социального предпринимательства, социального бизнеса, как волна, набирает амплитуду, и сегодня уже сформировалось сообщество, которое на профессиональном уровне обсуждает его возможности, считает директор Российского микрофинансового центра Михаил Мамута. О первых результатах пилотного проекта по развитию социального бизнеса в моногородах и о том, как скоро в России может появиться профессиональный союз социальных предпринимателей, он рассказал порталу «Новый бизнес». 

– Михаил, расскажите о первых результатах программы развития социального бизнеса в монопоселке Линево.

– Мы делаем пилотный проект в монопоселке Линево Новосибирской области с компанией Энергопром, которая входит в группу компаний «Ренова». Это градообразующее предприятие, которое формирует фонд для инвестиций в проекты социального бизнеса. Их задача – решение актуальных проблем местного сообщества, развитие местной экономики, улучшение уровня жизни населения. Долгосрочные займы выдаются под маленький процент (4-5%) и по сути это микрофинансирование.

Мы вели долгие переговоры, составляя список социальных приоритетов в Линево.  В результате определили два направления: это здравоохранение и использование территорий. В Линево существует проблема с оказанием качественных медицинских услуг, с одной стороны, а с другой – есть много пустующих зданий, помещений, где можно было бы открыть новый социальный бизнес, использовав  их с умом.

Казалось бы, все ясно. Но в продвижении идей социального бизнеса мы сталкиваемся с такой проблемой, как уровень доверия граждан. Плюс существует всегда некая инерция воспроизводимости. Но в результате мы провели конкурс и в сентябре 2012 года уже поняли, что будем создавать центр медицинских услуг как один пример социального бизнеса – здесь будут делать качественную диагностику, проводить исследования УЗИ, МРТ. Под этот проект был выдан многолетний заем, условием его выдачи было два социальных показателя проекта – фиксированная цена на услуги (не повышается на время реализации проекта) и охват населения, воспользовавшегося услугами, как социальный индикатор востребованности проекта. Второй проект, который нам бы хотелось попробовать реализовать на заброшенных территориях Линево, это охотничье хозяйство, которое привлекло бы сюда туристов и подняло экономику. Но местный бизнес такой проект не поднял, и в результате мы сейчас находимся в поиске инвесторов. При этом помещение под хозяйство готов сдать в аренду или даже продать Энергопром.

– Какие услуги оказывает фонд социального бизнеса? Чем такие фонды  отличаются от Центров инноваций социальной сферы? Точки роста социального бизнеса совпадут с регионами, где работает АСИ?

– В данном случае фонд – это точка роста социального бизнеса, это наш пилотный проект по развитию социального бизнеса в Линево, например. Энергопром выступает инвестором, а также заказчиком, который определяет, в каких сферах мы ищем проекты социального бизнеса. В задачи такого фонда входит не только финансовая, но и консультационная поддержка местных инициатив, которые выдвигаются местным предпринимательским сообществом. Это комплексный инвестиционный план, комплексная поддержка предпринимателей. Отличие от Центров АСИ – инвестиционный фонд формирует одно градообразующее предприятие (в Линево – Энергопром), а в случае АСИ – это несколько инвесторов. Что касается регионов, в России существует 340 моногородов, и пока наша цель – их развитие и поддержка идей населения. Нам бы хотелось использовать и волонтерский потенциал. Мы также начали переговоры с Агентством стратегических инициатив, с которым нам хотелось бы создать альянс и к которому сложился бы определенный уровень доверия в обществе – public trust. При этом АСИ планирует попробовать и наш сценарий – по словам Владимира Яблонского, они с «РУСАЛом» собираются открыть три центра поддержки социальных инноваций в Красноярском крае в моногородах.
 
У нас появился новый партнер  – МСП банк, это банк, который будет выступать инвестором проектов социального бизнеса как микрофинансовая организация, а мы в свою очередь будем привлекать внешних экспертов для оценки проектов, пришедших к нам на конкурсный отбор.  Экспертная оценка нужна для того, чтобы повысить эффективность проектов.

– Вы говорите об инерции общества. Удалось ли сформировать в Линево движение предпринимателей?

– Наша задача – сформировать индустрию социального бизнеса, добиться масштабирования и тиражирования проектов. Очень важно, чтобы сложился массовый класс, чтобы проекты были не одноразовыми, а реплицируемыми. Сейчас, когда Минэкономразвития поддерживает социальных предпринимателей  (представителей малого бизнеса), можно надеяться, что в краткосрочной перспективе ближайших лет у нас сложится целая линейка подобных проектов соцпредпринимательства. Необходимо, чтобы эти проекты были устойчивыми в долгосрочной перспективе. Нужно время для того, чтобы сформировался социум – профессиональный, общественный – людей, которые умеют решать социальные задачи с помощью бизнес-методов, и чтобы появлялись горизонтальные связи между социальными предпринимателями (предпринимателями, поддержанными разными инвесторами, которые знакомы не при помощи инвестора, а просто потому, что идентифицировали себя как социальные предприниматели). Чтобы это произошло, необходимо закрепить социальное предпринимательство в законодательной базе. Конечно, мы все понимаем, что с возникновением закона о социальном предпринимательстве и появлением, например, некоторых льгот для социальных предпринимателей в этот бизнес придет некоторое количество ненастоящих соцпредпринимателей, но этого не надо бояться – положительный эффект от законодательной инициативы будет гораздо больше негативных издержек. Так, например, принятый в 2011 году закон о микрофинансовых организациях оказал большое влияние на развитие института микрофинансирования в России.

– Нужны ли в таком случае ассоциации социальных предпринимателей?

– Это нужная вещь, но она должна появиться с введением социального предпринимательства в законодательство. Потому что надо определиться для начала с терминами. Есть вещи, устоявшиеся веками, – как ткач, повар, и никому не надо объяснять их значение. Если создавать ассоциацию до появления закона, встанет вопрос идентификации ее членов. И не всем подойдут критерии. И что еще не стоит делать, так это создавать ассоциации сверху. Объединение должно создаваться самими социальными предпринимателями. Конечно, существует профессиональный запрос на ассоциацию, может быть, даже общественный запрос, но важнее всего запрос самих предпринимателей. Если его нет, то и говорить не о чем.

– Игорь Задорин говорил на заседании в Госдуме по вопросу развития социального предпринимательства, что запрос на ассоциацию существует, но в электронном пространстве.

– В Сети это незатратно, так что можно попробовать. Но, конечно, перед этим надо провести замер профессионального спроса.

– А если социальные предприниматели из регионов не ходят в Интернет?

– Сейчас все уходят в Интернет, и скоро 50 % оборота рынка будет в Интернете. Рано или поздно.

Автор: Дарья Осина

Дата публикации: 11 марта 2013

#михаил мамута

 266   115  
Вам может быть интересно