Бизнес в Москве: что делать

Российский Микрофинансовый Центр совместно с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы провел исследование  в области социального предпринимательства о необходимых мерах поддержки социального бизнеса в столице, и по его результатам московские предприниматели оказались гораздо более требовательны, чем представители других регионов России.
Портал «Новый бизнес» разбирался, что московские власти предполагают сделать для столичных стартапов, имеющих социальные цели. Результаты исследования нашим читателям представляют Дмитрий Князев, заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы, и Михаил Мамута, Президент Российского Микрофинансового Центра.

Проблемы насущные

Проведенный опрос социальных предпринимателей и экспертов помог определить наиболее острые проблемы социального бизнеса. Исследователи ушли от простого представления полученных данных – одновременно они высказали предложения по мерам поддержки социальных предпринимателей.
Высокие ставки арендных платежей стали основной проблемой, по оценке респондентов (ее отметили 73/% опрошенных). Среди предложенных мер поддержки отметим создание особого механизма выделения помещений по льготным ставкам, предоставление субсидий на компенсацию расходов по аренде помещений, проведение льготной приватизации арендованных социальными предпринимателями площадей. Предложение требует создания эффективной системы для определения, кто является социальным предпринимателем и, соответственно, может стать получателем льготы.

Среди основных проблем и высокий уровень налогообложения (ее отмечают 68% респондентов). Учитывая, что социальные предприниматели, как правило, работают с минимальной рентабельностью, а каждый третий вовсе не получает прибыли, исследователи предложили установление льготной ставки по региональным и муниципальным налогам. По мнению авторов, для большинства социальных предпринимателей такая мера должна стать ключевым фактором роста.

Более половины социальных предпринимателей Москвы испытывают трудности при привлечении заемного финансирования, т. к. представителям традиционных финансовых институтов, предоставляющим финансирование, сложно оценить эффективность и рентабельность проектов в области социального предпринимательства.
«Финансовая поддержка социального предпринимательства может осуществляться посредством льготного кредитования из средств целевой программы Фонда содействия развитию микрофинансовой деятельности или инвестиций через специальный фонд в капитал малых и средних предприятий», – считает Михаил Мамута.
Проблема нехватки квалифицированных кадров, недостаток информационной и консультационной поддержки беспокоят более трети опрошенных. Но это, скорее, результат инерции и нарушения коммуникации. «Во всех административных округах есть площадки для встреч и общения с бизнесом. Мы готовы консультировать социальных предпринимателей и учить их, как справляться с проблемами. Мы можем предложить им образовательные программы, которые при необходимости адаптируем (под социальных предпринимателей. – Ред.)», – подчеркнул Дмитрий Князев.

Была отмечена важность популяризации социального предпринимательства как института решения социальных проблем города и необходимость создания единого информационного пространства в сфере социального предпринимательства.

Результаты опроса показали, что социальный бизнес нуждается в финансовой, ресурсной и информационной поддержке, в доступе к госзаказам, к услугам по обучению кадров и консультированию. Лишь 5% респондентов заявили, что не нуждаются в помощи.

Что делать?

На основе материалов исследования была составлена «Концепция развития и поддержки социального предпринимательства г. Москвы». В ней определены целевые направления развития социального предпринимательства в столице и пути решения актуальных проблем.

Это, в первую очередь, социальная поддержка незащищенных групп населения посредством включения их в экономическую деятельность. По мнению Дмитрия Князева, «очень важны направления работы с детьми и с семьей». Еще одна социальная задача – адаптация инвалидов. Необходимо, чтобы предприниматели делали свои услуги доступными для людей с ограниченными возможностями. Михаил Мамута уделил особое внимание «серебряной экономике», или востребованности трудового потенциала граждан пенсионного возраста. «Будет непростительной роскошью не использовать их накопленный опыт, знания и творческую энергию. Во всех развитых странах происходит рост этого явления, и в нашей стране оно будет приобретать все большее значение», – заявил он.

Обеспечение занятости молодежи – еще одно приоритетное направление социального бизнеса (за счет развития студенческого предпринимательства, создания условий для привлекательности удаленной работы и неполной занятости, поддержки самозанятости жителей столицы).

Не менее важно развитие социальной сферы за счет передачи на аутсорсинг социальным предпринимателям деятельности в областях, где сегодня главенствует государство. Это дошкольное, среднее и дополнительное образование, здравоохранение, физическая культура и спорт. Одновременно была отмечена необходимость расширения культурной среды за счет эффективного использования существующих и создания новых объектов и учреждений культуры.

Присоединение новых территорий ставит перед Москвой грандиозные задачи территориального развития, сопряженные с необходимостью создания современной социальной и транспортной инфраструктуры при бережном сохранении окружающей среды.

Создатели Концепции особенно подчеркивают необходимость системной поддержки инфраструктуры социального бизнеса в целом, а не отдельных проектов. Речь идет о разработке программы развития социального предпринимательства в столице и создании необходимых государственных и общественных институтов помощи социальным предпринимателям.

Дмитрий Князев представил новый проект, созданный ДНПиП г. Москвы, – Центр инноваций социальной сферы в г. Москве. Заместитель руководителя столичного Департамента выразил надежду, что деятельность Центра позволит кардинальным образом изменить состояние социального предпринимательства в столице. Он предположил, «что Центр в первую очередь возьмет на себя работу по взаимодействию поддерживающих организаций СП с социальными предпринимателями. Одновременно ЦИСС займется координацией действий Межведомственной комиссии по развитию социального предпринимательства при Правительстве Москвы».

ЦИСС г. Москвы станет структурным подразделением ГБУ «Малый бизнес Москвы». В основные функции нового подразделения войдут:
• ведение реестра социальных предпринимателей и сопровождение их деятельности;
• создание портала социального предпринимательства с публикацией реестров социальных предпринимателей, поддерживающих организаций СП, менторов, списков мероприятий, рекламных и информационных материалов;
• выстраивание системы менторов, которые смогут ориентировать аудиторию в информации об эффективных проектах социального предпринимательства, в том числе зарубежных;
• создание образовательных и обучающих программ;
• проведение ярмарок;
• создание франшиз и популяризация успешных проектов;
• создание системы финансовой поддержки социальных предпринимателей через разработку программ предоставления субсидий, гарантий, кредитов и микрозаймов;
• оказание услуг бизнес-планирования и предоставление консультаций по подготовке заявок на получение поддержки социальными предпринимателями.
Планируемым итогом деятельности ЦИСС должно стать создание институтов, позволяющих поставить на поток тиражирование лучших проектов социального предпринимательства.

«Я рассчитываю, получив замечания и предложения, доработать наши программы и уже в январе приступить к их реализации», – сообщил читателям нашего портала Дмитрий Князев.
 

Материал подготовлен на основе выступлений спикеров конференции "Социальное предпринимательство: от идеи до прибыли"

Автор: Андрей Золотарев, Дарья Осина

Дата публикации: 23 октября 2013



 799   97  
Вам может быть интересно