Некоммерческие организации в 2025 году

Чем станет третий сектор через 10-15 лет – поставщиком социальных услуг, общественной совестью и ментором государства и бизнеса или, быть может, формирующим звеном гражданского общества? Взглянуть на тенденции дня сегодняшнего и заглянуть в день завтрашний попытался профессор социологии Хельмут К.Анхайер, декан школы менеджмента Hertie в Берлине, заведующий кафедры социологии в Гейдельбергском университете и проректор Центра социальных инвестиций.

Как и все организации, НКО подвержены влиянию политики, политических структур и программ. Поэтому для определения возможных будущих сценариев развития НКО до 2025 года необходимо проанализировать прошлые и текущие тенденции. В течение нескольких десятилетий в большинстве развитых стран с рыночной экономикой наблюдается общее повышение экономической значимости некоммерческих организаций, поставщиков медицинских, социальных, образовательных и культурных услуг. Наблюдается усиление социальной и политической роли некоммерческих организаций, как правило, в контексте гражданского общества, построения демократии и политического участия. Действительно, эти события происходят во многих странах, и мы можем выделить в этой связи 4 основных тенденции.

Во-первых, государство все чаще взаимодействует с третьим сектором и отдает на аутсорсинг некоммерческим организациям оказание социальных услуг,  создавая новый тип экономики – смешанный, но при этом государство не может защитить НКО от глобальных правил рынка, а значит некоммерческие организации по-прежнему вынуждены конкурировать с более сильными игроками мирового рынка и мировой торговли. Примерами такого сотрудничества является расширение применения контрактных режимов в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, ваучерные программы многих видов, программы государственно-частного партнерства. По сути, эта политика признает некоммерческие организации более эффективными поставщиками государственных услуг, чем государственные учреждения, и более надежными по сравнению с коммерческими организациями, особенно на рынках, где затруднен контроль за сектором предоставления гос. услуг. 

Во-вторых, некоммерческие организации рассматриваются как важнейший инструмент для построения гражданского общества и укрепление взаимосвязи между социальным капиталом и экономическим развитием страны. Некоммерческие организации объединяют различные сообщества в единое целое. Основанием для подобного предположения является то, что люди, встроенные в плотную сеть социальных связей, не только менее склонны к социальным проблемам, но и экономически и политически более активны и эффективны.

В-третьих, некоммерческие организации становятся чем-то вроде общественной совести, эталоном или инструментом повышения социальной ответственности бизнеса или прозрачности государства. Механизмы реализации социальной ответственности включают в себя гражданские наблюдательные и консультативные советы, советы общин, бюджетирование с участием различных сторон, контроль государственных расходов, мониторинга предоставления государственных услуг и защиты прав потребителей. Основной предпосылкой является то, что обычные механизмы подотчетности государственных органов, такие как выборы, государственные надзорные учреждения и средства массовой информации не полностью справляются с этой функцией; некоммерческие организации должны стать социальным голосом тех людей, которые остаются неуслышанными.

В течение нескольких десятилетий в большинстве развитых стран с рыночной экономикой наблюдается рост экономического значения некоммерческих организаций как поставщиков медицинских, социальных, образовательных и культурных услуг. В-четвертых, некоммерческие организации рассматриваются как источник инноваций в решении социальных проблем. Действительно, некоммерческие организации по сравнению с государством демонстрируют большую гибкость и близость к интересам местных сообществ, что отражается на эффективности предлагаемых ими решений социальных проблем. Правительствам рекомендуется искать новые формы сотрудничества с некоммерческими организациями, направленные на выявление, тестирование и тиражирование социальных инноваций.

Что означают эти перспективы для некоммерческого сектора в будущем? Если предположить, что тенденции сохранятся, то могут реализоваться следующие сценарии.


Сценарий Нового общественного управления

Некоммерческие организации могут стать сообществом хорошо организованных квази- юридических лиц, которые будут сами выполнять задачи и функции, которые ранее были в компетенции государства, но которые будут передаваться им на конкурсной основе в рамках торгов и контрактов для максимизации конкурентных преимуществ некоммерческих провайдеров в условиях сложных социальных рынков. В конце концов, некоммерческий сектор может стать частным социальным исполнителем социальных функций государства.

Гражданский Сценарий

Некоммерческие организации являются строительными элементами самоорганизации и самосовершенствования гражданского общества. Они являются наиболее активной частью гражданского общества, сочетая высокий уровень индивидуализма и мотивации с кооперацией и вовлеченностью в общественные дела. Некоммерческий сектор будет формировать множество взаимосвязанных социальных комплексов, которые будут выявлять и исправить деформации социальной системы, то есть вести профилактику социальных болезней, не доводя их до ранга «социальных проблем».

Сценарий социальной ответственности

Некоммерческие организации способны стать реальной силой и инструментом социального контроля деятельности государства и бизнеса. Неоднородность же НКО будет гарантией представления интересов всего гражданского общества, а не отдельных его частей и групп.

Инновационный сценарий

Некоммерческие организации могут работать в проблемных областях, поиск решений в которых кажется политикам либо слишком дорогостоящими, либо не приоритетным. Политики при этом могут утверждать, что «что-то делается». Некоммерческие организации являются протезами для политиков, не желающих реально решать социальные проблемы. Привлекая благотворительный венчурный капитал, интегрируясь в рынки социальных инвестиций, некоммерческие организации могут стать «поисковой системой» решения социальных проблем в современном обществе.

Маловероятно, что будет реализован только один из этих четырех сценариев. Скорее всего, один может стать доминирующим, особенно в экономическом плане. Реализация сценария «Нового общественного управления» будет стимулировать появление новых гибридных социальных предприятий в сфере здравоохранения, социального обеспечения, образования, науки, охраны окружающей среды, энергетики и информационных технологий.

Вышеперечисленные сценарии предполагают также изменение ролей для государства и бизнеса. С одной стороны, некоммерческие организации могут противопоставляться государству при реализации сценария «Социальной ответственности». С другой стороны,
государственные и некоммерческие организации способны стать частью все более сложных государственно-частных партнерств, дополняя друг друга.

Какие бы варианты сценариев ни были реализованы в будущем, они могут оказать существенное влияние на жизнь общества.


Источник: «Стэнфордское обозрение социальных инноваций»

Дата публикации: 17 апреля 2013



 408   165  
Вам может быть интересно