Денис Старк - о «зеленых» небоскребах и госзакупках

Мы привыкли считать, что наша страна плохо приспособлена для инноваций, а виновато в том неповоротливое государство и несовершенные законы. Однако на поверку оказывается, что и законы – не хуже, чем у других, и государство расшевелить можно, а большая часть проблемы – в нас самих, в том, что мы, как говорил классик, «…ленивы и не любопытны». Возможность убедиться в этом у меня появилась, когда я попытался перенести на отечественную почву зарубежный опыт поддержки ресурсосберегающего «зеленого» производства. Порою, чтобы приступить в России к инновациям, не надо даже менять законы – достаточно их просто внимательно прочитать.

В 2010 году я побывал в США, где довелось познакомиться с практикой «зеленого строительства»1 . В этой стране с 1992 года действует программа «Energy Star», которая поощряет активное применение ресурсосберегающих технологий при возведении зданий и сооружений. Такие дома называются «зелеными», они требуют меньше тепла, электричества, воды и, следовательно, берегут природу. Сейчас строят даже «зеленые» небоскребы. Правда, в последнее время в экспертном сообществе раздаются голоса, что реальные успехи «зеленой» индустрии в Америке несколько преувеличены. Тем не менее, было интересно узнать, как государство - во взаимодействии с общественными организациями - запустило процесс массового «зеленого» строительства, несмотря на то, что подобные технологии до недавних пор были дороже обычных.

Оказалось, все - довольно просто. В начале 90-х годов, когда тема глобального потепления в американском обществе стала сверхпопулярной, на федеральном уровне было принято решение о том, что все государственные здания в США должны возводиться по энергосберегающим технологиям. Девелоперы, занимающиеся «зеленым» строительством, получили значительные объемы заказов, что позволило снизить себестоимость и начать конкурировать с традиционными застройщиками на открытом рынке. Схема – нехитрая, но работает.

Контрактам - экологичность

Теперь – о России. Наше государство закупает огромное количество товаров и услуг: строит здания, дороги, благоустраивает территории. В 2014 году через систему государственного заказа было заключено контрактов на сумму 5,5 триллионов рублей. Это около 8% от ВВП страны!

Почему бы не включить в контракты экологические требования? Например, если тротуарная плитка, то – из  вторичного пластика или полимерно-песчаных материалов, туалетная бумага – из макулатуры и так далее. Из экологичных материалов можно строить стадионы, порты, дороги. Государственный заказ сформировал бы устойчивый спрос на «зеленую» продукцию и услуги и помог эко-производителям окрепнуть и конкурировать также на свободном рынке. Кроме того, поддержка российским государством «зеленой» экономики немало способствовала бы улучшению имиджа нашей страны за рубежом.

Dura lex sed lex2

Идея показалась мне вполне здравой, и я предложил опробовать данную схему нескольким российским чиновникам.  Все, как один, ответили: «Мы бы и хотели, да не можем! Закупки строго регламентируются федеральным законом 44-ФЗ, и конкурс выигрывают те, у кого самое  дешёвое предложение». Сначала я смирился, но потом все же решил попробовать как-то повлиять на ситуацию. «Если в законе нет чего-то важного и нужного, - подумал я, - значит, надо выступить с законодательной инициативой». Хорошо, что перед тем, как что-то предпринять, я все же догадался вышеназванный закон о закупках внимательно прочитать. Каково же было мое изумление, когда в статье 32, пункт 1, подпункт 3 я обнаружил, что «для оценки заявок заказчик в документации о закупке устанавливает экологические критерии». Более того, значимость этих критериев может быть выше, чем значимость цены заказа. Оказывается, возможность поддерживать эко-производителей напрямую прописана в федеральном законе, но об этом, похоже, многие и не догадываются!

Что делать социальному предпринимателю?

Итак, организаторы конкурсов по государственным или муниципальным закупкам не обязаны  вводить экологические критерии, но могут это сделать. Как же на них повлиять? Предположим, Вы - социальный предприниматель, производите «зеленую» продукцию – более дорогую, чем у конкурентов, а потому с грустью наблюдаете, как все государственные заказы «плывут» мимо вас. Если попробовать напрямую влиять на администраторов конкретного тендера, то это может быть расценено как сговор. К тому же вряд ли Вы, конкретный предприниматель Иванов сможете в одиночку переломить инерцию государственной машины. Значит, нужно «плечо товарища»! Производители «зеленых» товаров должны объединиться в отстаивании идеи экологичных закупок. Для этого можно использовать ресурс уже существующих эко-движений, общественных и торгово-промышленных палат и предпринимательских ассоциаций. Думается, пора всем нам совместно организовать информационную кампанию по включению экологических требований в государственные контракты.

В случае успеха, выиграют практически все: «зеленые» производители получат возможность расти и расширять производство, граждане – не только более чистую, но и, не исключено, более комфортную окружающую среду. Ведь, скажем, та же тротуарная плитка из эко-материалов – еще и более долговечная. К тому же пластик, из которого она делается, не попадет на свалку, а оттуда – в виде токсичных продуктов горения – в легкие горожанам. Экономика получит дополнительный стимул для развития – «зеленые» технологии требуют внедрения технических инноваций, переобучения сотрудников и так далее.

С чего начать?

Всё, сказанное выше, касается любых эко-товаров и услуг, но, как мне представляется, особенно актуально применение экологических критериев для стимулирования производства продукции из вторичного сырья. Это связано с изменениями в Законе об отходах, принятыми в декабре 2014 года (ФЗ-458). В соответствии с новой редакцией закона, все субъекты Российской Федерации должны к 2016 году разработать свои региональные целевые программы по переработке отходов. Будет очень странно и не логично, если в рамках данных программ не примут решения о введении экологических критериев в практику государственных закупок. Задача предпринимательских объединений – донести эту простую мысль до соответствующих государственных структур.

Движение «Мусора.Больше.Нет», к которому я также имею отношение, принимает самое активное участие в обсуждении региональной целевой программы по обращению с отходами в Санкт-Петербурге. Мы будем рады поделиться своим опытом с коллегами из других частей страны. К тому же наши представители работают более, чем в ста регионах России и неплохо знают ситуацию на местах. Подробнее узнать о том, какие меры мы предпринимает можно здесь: http://musora.bolshe.net/page/lobbirovanie.html

Уважаемые социальные предприниматели! Как говорится, «все – в наших руках»! Есть необходимое законодательство, есть ясно выраженная в законе заинтересованность государства в «зеленой» экономике. Необходимо скоординировать наши собственные усилия, чтобы воспользоваться предоставленными нам возможностями и немного изменить мир и страну к лучшему. И давайте читать законы!


Зелёное строительство (также Экологическое строительство, Экостроительство, Экодевелопмент) —  вид строительства и эксплуатации зданий, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду. Целью зеленого строительства является снижение уровня потребления энергетических и материальных ресурсов на протяжении всего жизненного цикла здания: от выбора участка по проектированию до  строительства, эксплуатации, ремонта и сноса.

2 «Закон суров, но это закон» - латинская пословица

Автор: Денис Старк

Дата публикации: 10 марта 2015

#мусора.больше.нет #денис старк #госзакупки #экология #производство экологически чистых продуктов

 994   53  
Хочешь получать свежие новости?
Подписаться
Вам может быть интересно