Знак качества для социального бизнеса

Кто такой социальный предприниматель? Чем социальный бизнес отличается от обыкновенного? Возможно, уже в ближайшем будущем из умозрительных подобные вопросы станут насущными. Превращение социального предпринимательства в массовое движение, в так называемый четвертый сектор экономики, с большой вероятностью потребует и отдельного законодательного статуса, и особого налогового режима, и, главное, четких критериев, по которым можно определить, какое предприятие является социальным. За рубежом, в частности в Великобритании, сертификация социальных предпринимателей является распространенной практикой. В ближайшее время сертификация будет запущена и в России.

В Соединенном Королевстве социальное предпринимательство зародилось около 20 лет назад, и к сегодняшнему дню оно стало неотъемлемой частью местной экономики. Между социальными предприятиями, которых в Великобритании насчитывается уже более 70 тысяч, распределяется немалая доля социальных услуг населению, в стране существует «Закон о социальных благах», а также «Закон о компаниях, действующих в интересах общества», которые создают благоприятные правовые условия для функционирования социальных предприятий. «Закон о социальных благах», в частности, при принятии решений о государственных закупках делает обязательным рассмотрение не только экономического, но и социального и экологического эффекта от закупки у того или иного поставщика, что открывает для социальных предприятий доступ к внушительному государственному заказу. Быть социальным предприятием в этой островной стране стало не только модно, но и порой выгодно, что привело в ряде случаев к своего рода имитации социальной деятельности. Возник запрос на независимую экспертную организацию, которая могла бы отделить обычный коммерческий бизнес, создающий себе имидж социального, от предприятий, решающих реальные социальные и экологические проблемы. Так появилась британская система сертификации.

Чисто английская сертификация

Методологию сертификации социальных предприятий — с опорой на местное законодательство — разработали и уже несколько лет реализуют на практике специалисты частной британской компании The Social Enterprise Mark CIC (Community Interest Company).

Чтобы пройти сертификацию, английское социальное предприятие должно соответствовать следующим шести критериям.

  1. Компания должна иметь социальную или экологическую цель, подтвержденную уставом, меморандумом или иным документом, доступным для общественности.
  2. Организация должна быть независима от государства или более крупных организаций.
  3. Более 50 % доходов организация должна получать от продажи товаров или услуг.
  4. Более 50 % прибыли должно направляться на социальные или экологические цели, для реализации которых и создавалось предприятие.
  5. При ликвидации бизнеса все активы должны быть направлены на социальные или экологические цели, заявленные учредителями. Данное обязательство должно быть также закреплено документально.
  6. Предприятие должно представить подтверждение, что его деятельность решает социальную или экологическую проблему.

Наравне с действующим бизнесом, сертификацию может пройти и начинающее социальное предприятие, предоставив прогноз доходов и расходов на два первых года операционной деятельности, устав, бизнес-план и документы об источниках финансирования. Предприятие при этом должно удовлетворять критериям 1, 2, 4, 5. Достижение критериев 3 и 6 должно произойти не позднее чем через 18 месяцев после получения сертификата — «Марки».

Требования довольно жесткие, но, по мнению руководителя дирекции разработки программ Фонда «Наше будущее» Станислава Заботина, вполне оправданные. «Это позволяет отсекать недобросовестных бизнесменов, пытающихся эксплуатировать «бренд социальности», – говорит Станислав. – В индустрии социального предпринимательства должны работать люди с особой мотивацией. Что, кстати, сказывается и на качестве социальных услуг. Одно дело, если уход за пожилыми организует человек, которому все равно, на чем зарабатывать, другое — если владелец бизнеса воспринимает его как свою миссию, как служение».

Сертификат The Social Enterprise Mark CIC является своего рода особой отметкой, сообщающей потребителям, – государственным организациям или частным лицам, что конкретное предприятие действительно работает на благо общества и при этом действует на принципах самофинансирования.

Процедура сертификации от The Social Enterprise Mark Community Interest Company — платная. Первое время она стоила 99 фунтов, сейчас — уже порядка 500, причем цена зависит от оборота компании. В среднем сертификация обходится в 0,5 % от годовой выручки (доход небольшого семейного социального предприятия в Великобритании колеблется в диапазоне от 100 до 500 тыс. фунтов в год). При этом сама процедура сертификации максимально упрощена и по большей части проходит дистанционно через интернет.

Россия: изучить и внедрить

В декабре 2014 года сотрудники Фонда «Наше будущее» Станислав Заботин и Екатерина Бесшапошникова в ходе стажировки в The Social Enterprise Mark Community Interest Company в нюансах изучили английскую методику сертификации социальных предпринимателей. Основной целью поездки был сбор информации и освоение нюансов процедуры сертификации и практики ее применения с целью создания аналогичной российской системы.
«Нашей задачей было посмотреть на процесс изнутри и разработать свою процедуру сертификации, которая соответствовала бы российским законодательным реалиям и уровню развития социальных предприятий в нашей стране, – отмечает Екатерина Бесшапошникова, руководитель образовательных программ Фонда региональных социальных программ «Наше будущее». – И здесь, как и в других инициативах Фонда «Наше будущее», мы исходим прежде всего из интересов социальных предпринимателей: подтверждение статуса социального предприятия позволит им получить дополнительные возможности продвижения и сбыта их товаров и услуг, что в сегодняшней ситуации является ключевым фактором выживания и развития».

Предполагается, что в нашей стране сертификацией будет также заниматься независимая негосударственная структура. Процедуру можно будет проходить в онлайн-режиме, ее продолжительность составит около месяца. Стоимость российской сертификации будет варьироваться от 5 до 180 тысяч рублей и, как и в Великобритании, будет зависеть от оборота компании.

Что это дает?

«Конечно, у социального предпринимателя не может не возникнуть вопрос: «А зачем мне, собственно, этот сертификат?», – говорит Станислав Заботин. – В Англии вместе с сертификатом предприниматель получает от The Social Enterprise Mark Company мощную маркетинговую поддержку. Как правило, средние и малые социальные бизнесы не имеют финансовых ресурсов, чтобы самостоятельно нанять хотя бы одного маркетолога или пиарщика, и сертифицирующая организация отчасти восполняет этот пробел: помогает продвигать продукцию предпринимателя в интернете, на профильных мероприятиях, на конференциях. Кроме того, продукция сертифицированных социальных предприятий маркируется специальными значками, знакомыми британскому потребителю. Это привлекает внимание и создает в глазах покупателя дополнительную социальную стоимость: люди понимают, что они не просто покупают некий товар, а помогают обеспечить доступ к чистой воде в Африке или собрать деньги на приют для бездомных».

По словам Станислава Заботина, логика развития российской системы сертификации будет идти примерно в этом же направлении. Главная ее цель — способствовать формированию полноценной инфраструктуры социального бизнеса в России, объединить самых разных игроков в различных отраслях и регионах. Также программа сертификации предполагает разработку специальной маркировки для товаров сертифицированных производителей.

«Мы надеемся, что с помощью сертификации удастся создать основу для единого маркетингового продвижения продукции социальных предпринимателей на российском рынке, в частности в крупнейших торговых сетях, – говорит Екатерина Бесшапошникова. – Кроме того, это еще один шаг к формированию в России культуры массового потребления продуктов и услуг, созданных социальными предпринимателями».

Преимущества и бонусы

Преимущества от внедрения социального сертификата могут быть, по мнению экспертов Фонда «Наше будущее», самыми разнообразными. Так, сертификация должна облегчить предприятиям доступ к получению государственного заказа на предоставление социальных услуг населению.

Еще один круг потенциальных партнеров социального бизнеса — крупные компании. В рамках своих программ корпоративной социальной ответственности (КСО) многие из них обращаются к услугам социальных предпринимателей. Как показывает английский опыт, крупный бизнес, как и государство, охотнее имеет дело именно с сертифицированными предприятиями. Так, недавно UBS-банк заказал у британского социального предпринимателя, трудоустраивающего инвалидов, услуги на 100 млн фунтов. Банк в любом случае купил бы эти услуги на открытом рынке, но отдал —среди прочих конкурентов — предпочтение именно сертифицированной социальной компании, так как данное решение позволило банку реализовать свою программу корпоративной социальной ответственности. При этом для такой строго регламентированной структуры, как банк, наличие у социального предпринимателя сертификата было одним из обязательных требований.

По мнению экспертов сертификат станет своего рода знаком качества и дополнительной гарантией надежности социальных предприятий, а со временем все сертифицированные компании войдут в единый реестр социальных предприятий.

Старт российской сертификации

При содействии Фонда «Наше будущее» для апробации процедуры сертификации в нашей стране компания The Social Enterprise Mark CIC провела тестовую сертификацию десяти российских социальных предприятий. Первопроходцами стали некоммерческое партнерство «Коломенский центр развития познавательного туризма «Город-музей», «Горький Хостел», «Социальный гериатрический центр «Опека», Туристическое агентство для инвалидов «Либерти» и некоторые другие компании. Все они получили подтверждение соответствия критериям социального бизнеса. «The Social Enterprise Mark не имеет полномочий для сертификации компаний, зарегистрированных в России, – говорит Екатерина Бесшапошникова. – В данном случае английская сертификационная компания после проведения всех необходимых процедур подтвердила, что эти российские организации, если бы они работали в Великобритании, были бы признаны социальными предприятиями».
Эксперты Фонда «Наше будущее» планируют представить российскую методологию сертификации социального предпринимательства 19 мая 2015 года на Слете социальных предпринимателей в Москве. Там же состоится награждение 10 социальных предприятий сертификатами The Social Enterprise Mark CIC и Фонда «Наше будущее».

Дата публикации: 24 апреля 2015

#социальное предпринимательство #сертификация социального предпринимательства #фонд "наше будущее"

 317   186  
Вам может быть интересно