Обучение по программе Ashoka VP: личный опыт

Основатель социального проекта "Доброномика" Михаил Родин поделился с порталом "Новый бизнес" своими впечатлениями от обучения по программе Ashoka Visionary Program (Ashoka VP).

Фонд "Ашока" считается пионером в области поддержки социальных предпринимателей. Его основал в 1980 году Билл Дрейтон, которого называют одним из самых выдающихся людей Америки. Первый стипендиат был назван в Индии в 1981 году, а сейчас "Ашока" работает в 93 странах на всех континентах и поддержал более 3500 стипендиатов по всему миру.

В 2018 году мне повезло выиграть ежегодный конкурс ЦСИО "Соль", одним из призов которого был грант на обучение Ashoka VP. Обучение началось в Вене (Австрия) в октябре 2018 года. Это международная программа: со мной проходили обучение более двадцати социальных предпринимателей и сотрудников благотворительных организаций из разных стран. Поэтому из-за различий законодательств разных стран государственного регулирования, сложившихся практик на рынках, готовности населения участвовать в благотворительности и уровня развития экономик на Ashoka VP мы меньше углублялись в конкретные инструменты, а больше фокусировались на глобальном видении мировых проблем и путей их решения в разных экономиках и юрисдикциях; на кейсах проектов, которые смогли стать международными; бизнес-моделировании и общих принципах управления изменениями; на мотивации участников и снятии ограничивающих убеждений о наших собственных возможностях и о перспективах наших проектов.

В соответствии с этим и были темы семи модулей Ashoka VP: социальное предпринимательство, воздействие и бизнес-моделирование, финансирование и масштабирование, управление организациями и талантами, системные изменения, сотворчество, сторителлинг.

Каждый модуль шел по два-три дня в офисах партнеров Ashoka. Плюсы такого выездного обучения – в возможности получить вводные о благотворительной и социально ответственной деятельности непосредственно от сотрудников организаций, почувствовать атмосферу и познакомиться с концепциями офисов.

Ashoka, понимая специфику (и ограничения) своей международной аудитории, ежемесячно в дни модулей проводит нетворкинг-вечеринки, где можно познакомиться с выпускниками и действующими членами Ashoka.

Программа вовлекла интереснейших спикеров – основатели и руководители проектов с уникальным опытом успехов и преодоления трудностей на пути к успеху. И это не только информационная составляющая – как и что делать, но и вдохновляющая часть – чем и как мотивироваться, чтобы оставаться приверженным и двигаться дальше, несмотря на трудности, неудачи, частое непонимание и отказы. Они делились своими историями жизни и кейсами, но зарубежные модели, с моей точки зрения, редко применимы для России – разница в окружении либо делает невозможным их применение, либо они требуют существенной адаптации или переделки.

Приведу в пример кейс Discovering hands (www.discovering-hands.de), про который нам рассказал Франк Хоффманн – основатель и директор компании. Они разработали специальную методику выявления уплотнений и узелков в области груди с помощью пальпации (ощупывания). Незрячие люди имеют большую тактильную чувствительность и легко выявляют уплотнения менее 8 мм диаметром. Притом что для обычного рентгена уплотнения могут быть вообще невидимы из-за однородности здоровых тканей и узлов. Несмотря на то, что такого обследования недостаточно для постановки медицинского диагноза, несколько страховых компаний увидели целесообразность и включили его в свои программы добровольного медицинского страхования. Без страховки в Австрии пациент платит 76 евро, в Германии – 46,5 евро. И именно возможность такого уровня цен обеспечивает и достойные зарплаты сотрудникам, и базу для их качественного обучения. Как вы понимаете, при всех плюсах модели, к сожалению, прямо перенести ее в Россию не получится из-за разницы экономик.

Также показательны различные Европейские кейсы фудшеринга – подчеркивают критические законодательные отличия. Например, в Европе позволяют и даже обязывают ретейлеров передавать благотворительным организациям продукты, у которых заканчивается срок годности, – это дает организациям возможность легко участвовать и в помощи нуждающимся, и в снижении экологического вреда. У нас пока пожертвование продуктов приравнивается к реализации – это существенные издержки для донора, что, конечно, критично снижает количество бизнесов, согласных оказывать поддержку.

В заключение я могу точно сказать, что в России сейчас существует множество возможностей повышать свой профессионализм в сфере благотворительности – и дистанционные, и очные, и более применимые к нашей реальности. И просто необходимо вырываться из, конечно, очень важной ежедневной операционной деятельности и пользоваться ими, чтобы быть еще эффективнее и достигать больших результатов.

 

Фото: stoneforest.ru

Автор: Михаил Родин

Дата публикации: 24 сентября 2019

#обучение #личный взгляд #ашока

 193   3  
Хочешь получать свежие новости?
Подписаться
Вам может быть интересно