#ЗнаюЛюблю. Как Анна Булочникова учит школьников родину любить

С некоторых пор среди столичных педагогов и родителей идет молва о каких-то чудо-уроках, после которых школьники буквально бросаются зубрить историю и географию. Корреспондент портала «Новый бизнес: социальное предпринимательство» Ира Форд нашла виновника этих вполне подтвердившихся слухов — Анну Булочникову, создательницу образовательного проекта «#ЗнаюЛюблю», и поговорила с ней о том, можно ли за одно занятие вызвать у школьников жгучий интерес к своему Отечеству.

- Анна, ваш проект «#ЗнаюЛюблю», в рамках которого вы проводите уроки-путешествия, посвященные России, действительно знают и полюбили многие школьники Москвы. Расскажите, с чего всё начиналось?

По образованию я географ: 10 лет училась и работала на геофаке МГУ и за это время объехала всю страну — от Камчатки до Калининграда. Меня всегда восхищало то, что я видела в экспедициях, очень хотелось делиться впечатлениями, поэтому параллельно с собственно научной работой я занималась популяризацией России: писала статьи, делала радиопередачи, фотографировала, даже написала книгу о Дальнем Востоке.

А затем стала руководителем большой всероссийской благотворительной программы по поддержке социальных стартапов. 4 года, пока шел проект, глубоко вникла в тему социального предпринимательства и постепенно осознала, что для меня идеальная картина мира такова: ты делаешь что-то социально значимое, но при этом тебе не нужно ни у кого просить на это денег. Когда в мае 2015 года программа закончилась, я поняла, что реагирую на вакансии только в социальной сфере! При этом моя страсть к рассказам о стране никуда не делась…

Когда в море становится тесно

- Давайте угадаю, что было дальше: вы пришли в бизнес-акселератор Impact Hub Moscow…

- Точно. Причем в «Хаб» я попала совершенно случайно, но когда увидела этих людей:  молодых, современных, клёвых, поняла: мне сюда! В то время совместно с Городским библиотечным центром мы проводили серию интерактивных программ для детей про море (море — это еще одна моя страсть). В «Хабе» мне предложили оформить это дело в заявку и подать на конкурс Social Impact Award. Были сомнения («Непонятно, что здесь социального!»), но я решила: заявку напишу, а дальше буду думать, что делать. Подала заявку, прошла в финал, и появилась возможность поучиться в «Хабе» на программе «90 days challenge». На тот момент у меня не было ни малейшего предпринимательского опыта, поэтому такое обучение очень помогло.

Изначально бизнес-идея состояла в том, чтобы рассказывать детям про морское наследие, но за 3 месяца учебы и тестирования разных идей я поняла, что в море мне тесно. Тогда я решила совместить давнюю мечту — рассказывать о России — со своим социальным опытом и создать проект, в котором дети узнавали бы о стране так, чтобы это было не менее захватывающе, чем научные шоу и робототехника. Постепенно появилось понимание целевой аудитории, формата программ, и в начале ноября 2015 года мы стартовали.

- Кто-то еще вам помогал запустить проект?

- Да, конечно. В прошлом году я окончила «Школу социального предпринимательства», которую проводил Сергей Пономарев из Фонда «Наше будущее». Это тоже был очень полезный опыт, за который я благодарна и Сергею, и Фонду.

«Мы хотим создать у детей вау-эффект от страны…»

- Расскажите о формате программ.

- Мы используем новые увлекательные формы: игры, научные шоу, квесты, творческие практики — насыщаем их реальной информацией об истории, географии и культуре России. Все программы мультипредметны (то есть касаются разных областей знаний и наук) и интерактивны: дети в них — основные участники процесса.

- Можете привести примеры.

- В программе, посвященной Курской дуге, дети разбиваются на команды: «фронт», «завод» и так далее. Педагог «играет» за немецкие войска. Задача ребят: после получения вводной информации выстроить стратегию обороны и наступления, подготовить орудия, перехватить и расшифровать немецкие послания. Они прорабатывают собственную стратегию победы и сравнивают ее с тем, что было в реальности.

В программе, посвященной Камчатке, дети строят макеты природного парка «Вулканы Камчатки», прокладывают по нему туристические маршруты, мы устраиваем искусственное извержение вулкана, даем потрогать настоящую застывшую лаву и вулканический песок. В рамках рассказа про Байкал дети исследуют воду из этого озера и пытаются разгадать, почему она такая чистая.

Кроме того, у нас есть программы для «крупных форм», например мобильные квесты, когда парк или другая площадка превращается в карту России, а дети отправляются на ее исследование. В семейном квесте «Русская Арктика: люди, события, подвиги» команды идут по следам великих русских полярников: Папанина, Колчака, Толля. Им нужно пройти по маршруту, отгадать загадки природы, с которыми на самом деле сталкивались ученые, побывать в сложных ситуациях. Такие мероприятия мы проводим на различных фестивалях и городских акциях.

Сейчас вместе с «Хаб» мы готовим новый проект, под который ищем инвесторов. Это будут образовательные шоу с использованием шлемов виртуальной реальности. Дети с их помощью будут совершать виртуальные путешествия по России, причем все это должно быть интегрировано в общую игру. Мы хотим создать у ребят вау-эффект от страны, в которой они живут.

- Я видела на сайте znaulublu.ru очень позитивные отзывы родителей о ваших программах…

- Да, с самого начала родители отзывались о проекте очень тепло: «После ваших занятий нам есть о чем поговорить с детьми! Мы идем в музей, читаем книжки, у нас появляются новые общие интересы!»

- А что говорят дети?

- Школьники, конечно, в восторге — им нравится примерять на себя разные роли — от солдат Великой Отечественной войны и древних славян до путешественников по Камчатке.

Семьи, школы и B2B

- Каков финансовый механизм функционирования проекта?

- Первоначально я вложила собственные средства. Изначально мы ориентировались на формат семейных мероприятий, но очень быстро поняли, что эта бизнес-концепция не работает. Тогда мы стали искать новые каналы продаж, и на нас сами вышли школы. Как-то мы работали на большом фестивале, к нам подошло несколько педагогов и родителей и сказали: «А привезите нам в школу что-нибудь этакое». У нас тогда было три программы и три педагога. И весь прошлый учебный год мы ездили по школам. С учителями, скажу честно, сначала было непросто — они были настроены скептически и говорили нам: «Мы делаем все то же самое, но бесплатно». Но мы доработали модули, максимально привязав их к школьной программе, сделали еще более яркими и интерактивными, и сейчас педагогам все нравится: им удобен формат, и они довольны повышением мотивации школьников к учебе. Одно наше занятие с классом стоит в Москве от 6 до 10 тысяч рублей, то есть это в среднем по 200–300 рублей с ребенка. Но основной доход мы получаем от В2В-сектора (Business-to-Business, оказание услуг корпоративным клиентам. — Прим. ред.). Для организаций мы создаем специальные программы — под их задачи. Например, сейчас мы реализуем большую программу «Экология Черного моря» в Краснодарском крае для ООН. С корпоративными клиентами мы работаем совсем за другие деньги, и это дает возможность проекту развиваться. Так, благодаря заработанным в корпоративном секторе деньгам мы смогли летом значительно расширить набор наших школьных программ. Теперь у нас их не три, а пятнадцать. Мы взяли в проект еще педагогов.

- Сколько сейчас человек задействовано в «#ЗнаюЛюблю»?

- Сейчас у нас 10 педагогов: географов, историков, культурологов, благодаря этому мы довели число авторских программ до пятнадцати. Еще есть дизайнеры, консультанты — по маркетингу, пиару. В целом сейчас в проекте занято 15 человек. За год участниками программ стали 12 тысяч детей, мы провели уроки уже в 180 школах. Причем в большинстве случаев знакомством дело не ограничивается — после первого урока выстраивается долгосрочная история сотрудничества.

- Думаете выходить в регионы?

- Корпоративные программы мы уже реализуем в регионах, а что касается школьных программ, то они завязаны на личности конкретных педагогов, поэтому перенести этот формат в регионы будет непросто — нужно придумать какую-то адаптацию.

- Вы сказали, что, когда вы писали первую заявку на конкурс в «Хаб», не очень понимали, в чем социальность проекта. А сейчас есть понимание?

- Конечно! Все наши проекты рассказывают детям о России — ее истории, географии, экологии — познавательно, интерактивно и всегда патриотично. Наша страна и ее наследие — тема благородная и неисчерпаемая, а поскольку пока, увы, мало кто умеет раскрывать ее качественно, конкурентов у нас немного.

- Как записаться на ваши уроки?

- Заполнив форму на сайте znaulublu.ru или по телефону — он тоже есть на сайте.

Автор: Ира Форд

Дата публикации: 22 ноября 2016

#своими словами

 382   166  
Вам может быть интересно