Как соцбизнес деньги искал

8 апреля в Лаборатории социального бизнеса Фонда «Наше будущее» состоялся вебинар, посвященный вопросу поиска финансирования для социальных стартапов и бизнес-проектов на начальных стадиях развития.

«За шесть лет работы мы поддержали 108 проектов из 45 регионов на сумму 231 миллион рублей», – сказала руководитель дирекции сопровождения социальных и благотворительных проектов Фонда «Наше будущее» Татьяна Скорая, открывая вебинар. Сегодня конкурс Фонда представляет собой эффективный механизм финансовой поддержки, доступный малому бизнесу.

В своем выступлении Скорая напомнила собравшимся о том, как построена система конкурсного отбора. Для получения финансирования необходимо подать заявку, которая «на входе» оценивается конкурсным комитетом с точки зрения соответствия формальным требованиям и присутствия социального компонента. На втором этапе соискатели представляют на конкурс бизнес-план, который рассматривается финансовыми экспертами. На третьем представители Фонда знакомятся с автором проекта (если запрашиваемая сумма менее миллиона рублей, руководителю проекта достаточно будет пройти скайп-интервью). Последний этап представляет собой защиту на Попечительском Совете, в случае успеха которой соискатель в течение четырех недель получает деньги.


Региональная практика

О том, какие программы поддержки малого бизнеса работают сегодня в регионах, рассказала Расима Кашапова, начальник отдела финансово-правовых консультаций Департамента поддержки предпринимательства Минэкономразвития Республики Татарстан. «Министерство экономического развития Республики Татарстан в прошлом году поддержало 841 бизнес-проект, среди которых были и проекты по социальному предпринимательству, – отметила она. – В основном наши программы направлены на сельское хозяйство и производственный сектор». Одновременно, отметила Кашапова, существуют подпрограммы, ориентированные на возмещение лизинговых затрат на оборудование, затрат на технологическое подключение к объектам электросетевого хозяйства, а также на обучение персонала. Для получения этого вида помощи предпринимателям нужно предоставить в министерство свидетельство о стоимости оборудования или подключения или документы по образовательным мероприятиям, отметила она. На вопрос слушателей, можно ли получить поддержку Министерства экономического развития Татарстана, находясь в другом регионе, Кашапова пояснила, что в каждом регионе должны быть свои программы содействия предпринимателям – как прописано в федеральном законодательстве.
 

Теория больших чисел

Соучредитель компании Crowdсult Анна Ошарова поделилась информацией о новой технологии накопления первоначального капитала для предпринимателей: «Что такое краудфандинг? Это «утром деньги – вечером стулья» и «с миру по нитке». Когда происходит синтез этих двух понятий, тогда и появляется краудфандинг». Другими словами, краудфандинг – это народное финансирование интересных для общества проектов.
Евгений Гаврилин, один из основателей первой российской краудфандинговой платформы Boomstarter.ru, рассказал о том, как подобные схемы действуют сегодня на практике: «Наша платформа работает по принципу «либо все, либо ничего». Представьте, что для воплощения идеи нужен миллион, а проект набирает только треть. Соответственно, возникают сомнения, будет ли он реализован в том качестве, на которое рассчитывают спонсоры. Если ваш проект действительно важен для общества, то вы соберете нужную сумму с вероятностью 80%». На вопрос участников вебинара, сколько проектов было проспонсировано за время существования Бумстартера, Гаврилин ответил, что за полтора года существования платформы финансирование на сумму 49 млн рублей получили более 300 заявок.


Семейная история

О том, как рождаются социальные предприятия, рассказала создатель семейной компании Coco Bello Гузель Санжапова: «У моего отца есть пасека, он живет в очень маленькой деревушке в двухстах километрах от Екатеринбурга. Раньше в этой деревне было более 50 хозяйств, сейчас осталось только 16. Наша пасека – единственное хозяйство, которое дает работу умирающей деревне». Гузель решила привлечь к работе жителей родного села – для этого необходимо было купить  сушильные шкафы для ягод и медогонку. Чтобы найти деньги для старта, Гузель разместила проект на Бумстартере. В итоге – проект Coco Bello собрал в несколько раз больше денег, чем было необходимо, а конечный продукт, по ее словам, вызывал «вау-эффект».

На вебинаре Санжапова рассказала о том, как ей удалось привлечь внимание к своему социальному проекту. «Есть много мифов. Например, что, как только вы опубликуете свой проект, деньги начнут капать. Это не так. Я забыла на месяц, что такое сон, я спала по три-четыре часа, я писала десяткам людей в день, в том числе администраторам пабликов. Чем больше букв о вас напишут, тем больше людей им заинтересуются», – рассказывает о своем опыте Гузель. Более того, она отметила, что важно убедить людей, что вы не просто зарабатываете деньги за счет социального проекта. Поэтому она советует снять видео, показать лица, чтобы люди поняли искренность намерений.

В вебинаре Лаборатории социального бизнеса Фонда «Наше будущее» приняли участие 235 человек. Наибольшую заинтересованность слушателей вызвали спикеры по краудфандингу, поделившиеся информацией о принципиально новом способе аккумуляции первоначального капитала, а рассказ Санжаповой вызвал в общем чате реакцию восторга и восхищения. Да, такие истории вдохновляют.

Дата публикации: 10 апреля 2014

#молодежь #стартап #обучение #фонд наше будущее #бумстартер

 1044   150  
Хочешь получать свежие новости?
Подписаться
Вам может быть интересно