Что сделать, чтобы общество доверяло НКО?

Состояние российского общества можно охарактеризовать как "недоверие всех ко всем": граждане не доверяют всем социальным институтам и НКО здесь не исключение. Об этом на конференции "НКО – открытая система?" заявил консультант Фонда Ч. С. Мотта в России Вячеслав Бахмин. Конференция, организованная Агентством социальной информации, прошла в Центральном доме журналиста 19 декабря. Причина недоверия к НКО – отсутствие у граждан информации о том, что такое некоммерческие организации и для чего они существуют, уверен В. Бахмин.

Недоверие к НКО возникает из-за разного рода страхов, существующих в обществе, отметила в докладе "Мотивы и риски альтруистичного поведения" д.п.н., ведущий научный сотрудник Центра исследования гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики Алла Купрейченко. По ее словам, некоторые граждане, готовые участвовать в работе НКО, опасаются, что их добровольческая деятельность может служить чьим-то политическим интересам. Другие боятся оказаться в неприятном окружении (наркоманы, лица БОМЖ и пр.). Для борьбы с этими стереотипами НКО нужно более широко информировать общество о целях своей деятельности и источниках финансирования, советует А. Купрейченко. Она добавила, что организациям следует оказывать своим волонтерам медицинскую, социальную и психологическую помощь, давать гарантии безопасности, заранее сообщать полную информацию об условиях деятельности.

Типичная для России НКО – небольшая организация, работающая на энтузиазме лидера и сотрудников, подчеркнул в своем выступлении "Организационные формы НКО: доверие и ответственность (подотчетность)" первый проректор НИУ "ВШЭ" Лев Якобсон. По его словам, отечественные некоммерческие организации, как правило, также не доверяют государству и не прозрачны. Между тем формирование положительного образа НКО в общественном сознании напрямую зависит от уровня их прозрачности, заявил руководитель Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития Артем Шадрин. Прозрачной, по его мнению, организацию делает информационная открытость. Так, НКО следует размещать на своем сайте полную информацию о сотрудниках (желательно с фотографиями), данные об источниках финансирования, сведения о подопечных, которым оказывается помощь. Отчетность НКО важна и для бизнес-структур: на основе финансовых отчетов организаций и отзывов о них других компаний предприниматели выбирают, с кем им сотрудничать. Кроме того, отчет о своей деятельности – инструмент информирования власти об успехах НКО.
А. Шадрин подчеркнул важность постоянного взаимодействия НКО со СМИ. По его словам, журналисты формируют имидж НКО в обществе, показывают, насколько эффективно работают организации. Поэтому публикации в СМИ можно расценивать своего рода отчетом.

К подотчетности НКО вынуждают заинтересованные стороны (стейкхолдеры): представители власти, грантодатели, частные доноры, общественность, волонтеры, клиенты СМИ, отметил в докладе "Укрепление доверия к НКО - усиление подотчетности" исполнительный директор One World Trust (Лондон) Майкл Хаммер. Он подчеркнул, что прозрачность и регулярная отчетность – фундамент для стабильных отношений со стейкхолдерами. При этом отчитываться перед гражданами за свою работу должен не только некоммерческий сектор, но и другие сектора экономики, в том числе властные структуры, считает эксперт. По завершении пленарного заседания работали секции: "Прозрачное производство", "PR-производство", "Фабрика волонтеров" и "Интернет-производство". С результатами их работы можно ознакомиться здесь.

Источник: АСИ

Дата публикации: 20 декабря 2011

#нко #ниу вшэ #артем шадрин #сми

 206   115  
Вам может быть интересно