Госдума приняла закон об ГЧП

Госдума приняла в третьем чтении закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП). Его обсуждение продолжалось три года. До сих пор  партнерство государства и частных инвесторов развивалось в основном в форме концессий. 

Несмотря на отсутствие рамочного закона, партнерство государства и частных инвесторов развивалось в основном в форме концессий — одного из видов ГЧП, закон о котором существует с 2005 года. На конец мая 2015 года, по данным Центра развития ГЧП, в России реализуется 595 проекта ГЧП, 435 из них — концессии (остальные проекты регулировались местными законами).
Согласно тексту законопроекта, объектами соглашения о ГЧП могут быть частные автомобильные дороги или участки частных автомобильных дорог, мосты, прочие объекты дорожного сервиса, транспорт общего пользования, кроме метро, воздушный, водный, железнодорожный и трубопроводный транспорт, морские и речные порты, аэродромы и аэропорты, электростанции, гидротехнические сооружения, стационарные и плавучие платформы, искусственные острова, подводные и подземные технические сооружения, переходы, линии связи, объекты здравоохранения и образования, благоустройства территорий и так далее.
Директор департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития Игорь Коваль говорит, что из-за отсутствия закона о ГЧП зависли порядка 130 проектов с прогнозируемым объемом финансирования более 1,3 трлн руб. (50% из них из внебюджетных источников). «Концессия только одна из форм ГЧП, неконцессионных форм партнерства в мире насчитывается более 20», — объясняет он РБК. Принципиальное отличие ГЧП от концессии — «возможность возникновения права частной собственности на объект соглашения». Получив актив в собственность, его можно будет использовать, например, как залог в банках. Это положение законопроекта стало причиной споров в правительстве и Госдуме, так как, по мнению депутатов, влечет риски скрытой приватизации. «Эти риски в достаточной мере купированы. Обязательства по соглашению о ГЧП следуют за объектом и регистрируются в качестве обременения. Говоря простым языком, созданную или реконструированную школу нельзя будет перепрофилировать в торговый центр».
Кроме того, государство забирает на себя часть рисков, связанных с изменением законодательства. В случае изменения макроэкономических условий или законодательных норм, напрямую затрагивающих проект (налоги, льготы и пр.), у частных инвесторов будут гарантии окупаемости вложенных инвестиций, говорит Коваль. «Окупаемость обеспечивается за счет повышения расходов публичного партнера на создание, техническое обслуживание и эксплуатацию объекта соглашения», — пояснил он.
В законопроекте также появилось понятие «право частной инициативы». Теперь инвестор сможет подать заявку на строительство или модернизацию объектов, не дожидаясь предложения от властей. После того как заявку рассмотрят власти, она будет выставляться на torgi.ru, и если за 45 дней никто не откликнется на заявку, инвестор может заключать соглашение с властями.
Под ГЧП попадают четыре категории проектов — $20–40 млн, $40–120 млн, $150–500 млн, $900 млн и выше, говорит председатель совета инфраструктурной инвесткомпании InfraONE Альберт Еганян. Закон о ГЧП дает инвестиционный инструментарий для нового класса инфраструктурных активов и новой категории спонсоров, объясняет эксперт. «Например, спонсировать небольшой социальный объект, находящийся где-то на территории муниципалитета, будет интересно местным строительным компаниям», — приводит пример он. Если по размеру или категории финансовых спонсоров проект не попадает под условия концессии, то теперь он будет регулироваться законом о ГЧП, добавляет Еганян.

Источник: РБК 
 


 

Дата публикации: 2 июля 2015

#гчп #закон #госдума

 529   7  
Хочешь получать свежие новости?
Подписаться
Вам может быть интересно