Бухгалтерия для малого бизнеса: станет проще или тяжелее в 2013 году?

До недавнего времени предприятия, добровольно перешедшие на так называемую “упрощенку” - упрощенную систему налогообложения (введена в 2002 году – № 104-ФЗ), освобождались от уплаты ряда налогов. Налога на прибыль (вместо него они платят либо 6% с выручки, либо 15% с прибыли), налога на имущество, налога на добавленную стоимость (за некоторыми исключениями). Согласно новому закону “О бухгалтерском учете”, который был принят в ноябре 2011 года (ФЗ № 402 от 6.12.11) и вступит в силу в 2013-м, малый бизнес, в т.ч. компании на “упрощенке”, теперь будет обязан вести бухучет, а также предоставлять отчетность в полном объеме.

На “упрощенку” мог перейти индивидуальный предприниматель или компания, в которой доходы за девять месяцев не превышали 45 млн рублей (это должны были быть данные того года, в котором организация подавала заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения). Существовало и ряд ограничений - не могли перейти на “упрощенку” банки, страховые компании, инвесткомпании и т.д. (подробнее – см. в. П.2.1. ст. 346.12 ФЗ № 129).
Конечно, компании, которые относятся к малому бизнесу и находятся на "упрощенке”, по большей части не ведут бухучет. Иными словами, они не обязаны отражать в бухгалтерии покупку товаров, продажу услуг, оплату аренды и т.д., и, соответственно, не должны сдавать балансы. Такое право давал им действующий закон “О бухгалтерском учете” (от 21 ноября 1996 года, пункт 3 статьи 4 № 129-ФЗ), и компании должны были только вести учет основных средств и нематериальных активов. Основные средства - это то, что принадлежит компании, но не расходуется полностью в процессе производства или оказания услуги (например, склад, автомобили, офис, оборудование и т.д.). Нематериальные активы – это, по сути, основные средства, не имеющие материальной формы (программное обеспечение, патенты, лицензии). Но поскольку у малого бизнеса, как правило, этого нет, то отражать в отчетности нечего и она не ведется.
Однако согласно новому, уже официально опубликованному закону “О бухгалтерском учете”, который был принят в ноябре 2011 года (ФЗ № 402 от 6.12.11), компании на “упрощенке” теперь будут обязаны вести бухучет, а также предоставлять отчетность в полном объеме. То есть заполнять бухгалтерский баланс, где помимо данных за истекший год нужно вносить данные и за 2 предыдущих года. При этом до сих пор остается открытым вопрос, потребуется ли в 2013-м году, когда закон вступит в силу, восстанавливать сведения бухучета за прошедшие 2 года (2012-й и 2011-й, когда бухучет еще не велся!). Возможно, в ближайший год Минфин даст пояснения по этому поводу.

Кому это нужно и кто пострадает?

Зачем понадобилось вводить новый закон? Возможно, этот шаг - попытка борьбы с компаниями-однодневками, а также с отмыванием средств.

Кто должен будет вести полноценный бухучет? Статья 6 нового закона по-прежнему разрешает индивидуальным предпринимателям (ИП) не вести бухучет, также от него освобождены филиалы и представительства иностранных компаний. Но малый бизнес в форме компании (например, ООО – наиболее частый вариант для малого бизнеса), увы, должен будет начать вести бухучет в полной версии уже с 1 января 2013-го.

Во что это выльется?

В дополнительное время на отчетность. Если расчет налогов и взносов к уплате в компании осуществляется своими силами, а не внешней компанией. Также это может вылиться в дополнительные расходы, если компания решит отдать ведение бухучета внешней компании, а это минимум 10-15 тыс. руб. дополнительных затрат в месяц, а может быть, и более (это зависит от количества операций компании). Но остается обнадежить малый бизнес тем, что ведение бухучета – не слишком затратная статья и будет, скорее всего, обходиться меньше чем в одну ежемесячную зарплату бухгалтера среднего уровня. Так что аутсорсить бухучет выгоднее, чем экстренно заводить своего бухгалтера. Внешний бухучет - достаточно гибкая конструкция, и в зависимости от ваших оборотов его стоимость может меняться, в том числе в пользу снижения.

Что делать?

Следует внимательно прочитать новый закон (ФЗ № 402), а также посетить базовые семинары по ведению бухучета, чтобы понять, сможете ли вы его вести своими силами. Также стоит позвонить в несколько компаний, предоставляющих услуги по ведению бухучета, чтобы понять, насколько эти затраты для вас будут критичными. Если вы поймете, что не сможете своими силами вести бухучет, а услуги сторонних компаний для вас непосильны, можно решить проблему кардинально: закрыть фирму и открыть ИП, т.к. ИП по-прежнему освобождаются от ведения учета. Правда, нет никакой гарантии, что в будущем какое-либо нововведение не лишит их этого права.
Есть и позитивный момент. Новый закон “О бухгалтерском учете” начнет действовать только через год – с 1 января 2013 года, поэтому у малого бизнеса еще есть время перестроиться.


Более подробный список изменений для бухгалтеров читайте в статье "Какие новшества ожидают бухгалтеров в связи с принятием нового закона о бухучете"
Специально для портала "Новый бизнес: социальное предпринимательство"
Январь 2012 г.

Автор: Наталья Смирнова, Гендиректор компании «Персональный советник»

Дата публикации: 29 января 2012

#закон #бухучет #упрощенка #налоги #налогообложение

 174   27