Закон эко-бизнесу не помеха, основное - это спрос

Экотема традиционно идет рука об руку с темой законодательной. Реализация подавляющего большинства экопроектов предполагает хорошее знание существующей законодательной базы и нередко – тесный контакт с законодательной и исполнительной ветвями власти. О том, как обстоит ситуация с законодательством в области охраны природы в России и какие основные проблемы существуют в данной области, рассказывает эксперт в области охраны окружающей среды, основатель движения “Мусора.Больше.Нет” Денис Старк.

– Денис, назовите, пожалуйста, три самые, на ваш взгляд, насущные проблемы, которые тормозят появление и развитие экобизнеса в нашей стране.

– Во-первых, есть проблема правового нигилизма – можно вывезти мусор в овраг и тебе за это ничего не будет либо потому, что всем наплевать, либо потому, что контролирующие органы не справляются. Подобную ситуацию можно наблюдать в России во всех сферах – и с вырубкой деревьев, и с вывозом мусора… Пока не заткнем эти дырки, бесполезно наливать воду. Пока мы наливаем воду в дуршлаг.

Вторая проблема – это низкая вовлеченность граждан, равнодушие. Люди привыкли к плохому качеству жизни. Люди привыкли, что вода плохая, воздух грязный, лес вырубают, а они только сидят на кухне и разводят руками: “Все плохо, правительство во всем виновато”. Хотя при этом есть множество механизмов контроля и воздействия.
Существует также проблема со стороны бизнеса – это непонимание и избегание человеческого фактора. Европа и Америка прошли уже этот этап, он начался снизу, с гражданской активности, которая вылилась в создание определенных регулирующих механизмов со стороны государства.

– Существуют ли законы, которые необходимо принять сегодня в России для эффективного ведения экобизнеса?
– В том, что касается мусора, есть два момента. Первый – это правоприменительная практика. К примеру, сейчас по действующему российскому законодательству штраф за брошенный мусор – от 500 до 2000 рублей. Бросил окурок – 500 рублей. Вполне внушительно, как мне кажется. И очевидно, что если бы данный закон применяли на практике, он был бы весьма существенным рычагом воздействия. Проблема же состоит в том, что закон есть, но он не применяется. Не хватает, грубо говоря, распоряжения от руководителя МИДа относительно того, чтобы существующий закон начал работать повсеместно, подобно тому, как это было на дорогах, скажем, с ремнями безопасности или с пешеходными переходами. Видимо, эта тема не считается достаточно серьезной, чтобы ею заниматься вплотную. Хотя есть доказанный факт: увеличение порядка, поддержание чистоты на улицах снижают другую – криминальную – составляющую.

Второй момент, касающийся законодательства, это отсутствие в нашей стране закона об ответственности производителя. Во всем мире, если ты производишь напиток в бутылках, ты отвечаешь за то, чтобы эти бутылки были собраны и переработаны. За переработку и утилизацию упаковки отвечает тот, кто ее произвел. В России такого нет. Подобный закон обсуждается с 2002 года, и сейчас идет очередная волна его обсуждения, но я не верю, что он будет принят, по простой причине – это не выгодно производителю. Получается, что сегодня цена сбора и переработки этих бутылок просто переложена на будущие поколения. Наши дети будут платить за это. Если будет введен соответствующий закон, – себестоимость товара возрастет, так как цена сбора и переработки товара будет заложена в нее. Естественно, производители выступают против этого закона. В Европе и Америке эти законы были приняты за счет того, что люди, общественные организации оказывали свое давление на правительство – государство там вынуждено прислушиваться к мнению общества.

Если говорить о законодательстве с точки зрения бизнес-составляющей, то я бы сказал, что оно не мешает и не помогает. Основное в бизнесе – это спрос. Есть спрос – есть экобизнес. Нет спроса – нет экобизнеса. Чем больше людей, которые в теме, чем больше людей, которым это интересно, тем лучше идет бизнес. Надо понимать, что этот бизнес работает в первую очередь на уровне идеи. Я прихожу в магазин, и передо мной стоит бумага из макулатуры и бумага из первичного сырья – и если у меня в голове есть идея, что бумага из макулатуры лучше, экобизнес работает. Если таких людей много – вот база для экобизнеса. Если же я ориентируюсь только на цену товара, на его потребительские свойства – нет базы для экобизнеса. Таким образом, нужно внедрять в сознание идею, что при покупке товара вы не просто приобретаете что-то для себя, вы также влияете на окружающую среду либо в худшую, либо в лучшую сторону.

Специально для портала "Новый бизнес: социальное предпринимательство"
Ноябрь 2012 г.

Автор: Мария Кригер

Дата публикации: 12 ноября 2012

#эко-бизнес #закон #денис старк

 824   35  
Вам может быть интересно