По закону

Развитие российской законодательной базы в области социального предпринимательства может идти двумя основными путями: посредством внесения поправок в действующее законодательство и через создание отдельного узконаправленного закона. Инициатором законодательной инициативы выступил Фонд "Наше будущее". Экспертом нашей рубрики "Законодательство" выступила директор фонда Наталия Зверева.

 

Социальное предпринимательство в России постепенно набирает силу, и по мере того как увеличивается число предприятий новой формации, все острее встает вопрос о законодательной базе, необходимой для их эффективной работы. Фондом региональных социальных программ «Наше будущее» совместно с компанией PricewaterhouseCoopers был проведен анализ действующего российского законодательства в сфере социального предпринимательства и разработаны предложения по его совершенствованию.


В настоящее время эксперты Фонда «Наше будущее» ведут работу в обоих направлениях.
Специалистами Фонда предложены поправки в ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данные изменения были одобрены Координационным советом ТПП РФ по вопросам развития социального бизнеса и предпринимательства. Разработчики проекта рассчитывают, что поправки в существующий закон будут рассмотрены во время осенней сессии Государственной думы. Готовящийся документ должен дать понятие социального предпринимательства и определить меры государственной поддержки этого сектора.

Одновременно Фонд совместно с ведущими западными экспертами работает над новым законопроектом, детально описывающим явление социального предпринимательства и механизмы его регулирования в России.

Определение СП

При подготовке предложений по совершенствованию законодательства специалисты Фонда ориентировались главным образом на опыт трех иностранных юрисдикций: Англии, США (штат Нью-Йорк) и Польши. Именно в них, по мнению экспертов, наиболее тщательно прописана законодательная база, способствующая успешному развитию такого явления, как социальный бизнес.

В настоящее время в России не существует закрепленного термина «социальное предпринимательство». Одновременно это понятие содержится в ряде действующих нормативных актов. В частности, в приказе Минэкономразвития от 24.04.2013 (Приказ № 220 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства РФ») под социальным предпринимательством понимается социально ответственная деятельность субъектов малого предпринимательства, направленная на решение социальных проблем.

В предлагаемом законопроекте социальное предпринимательство определяется как деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на решение социальных проблем и достижение социально полезных целей.

Также для развития концепции социального предпринимательства могут быть использованы отдельные элементы действующего законодательства, такие как «социально ориентированные НКО», «благотворительные организации», «микрофинансирование» и определение деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.

Определение субъектов СП

Готовящийся законопроект не предполагает создания для социального предпринимательства новых корпоративных форм или типов компаний. Согласно разрабатываемому документу, к субъектам социального предпринимательства будут относиться существующие формы коммерческих юридических лиц, некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Статус социального предприятия любая из названных организаций сможет получить после прохождения процедуры, установленной законом о СП.

Вместе с тем, закон о социальном предпринимательстве будет создавать дополнительные требования и ограничения, не актуальные для традиционных коммерческих предприятий. Одним из таких ограничений станет пункт, согласно которому совладельцы социального предприятия смогут использовать по своему усмотрению не более 35% получаемой прибыли. Остальная часть дивидендов должна будет расходоваться на социально-полезные цели.

Льготы донорам

Новый законопроект предполагает ряд налоговых льгот для доноров, жертвующих в пользу социальных предприятий. В частности, авторы проекта считают целесообразным позаимствовать опыт Польши, где перечисление 1% НДФЛ в пользу выбранной налогоплательщиком НКО осуществляется налоговым органом на основании декларации налогоплательщика.

Также разработчиками закона поддерживается инициатива Минэкономразвития РФ о внесении изменений в ст. 265 НК РФ. Их суть –  в предоставлении юридическим лицам права относить на расходы пожертвования благотворительным организациям, отдельным НКО и религиозным организациям. Максимальный размер отчислений планируется установить в пределах 10% налогооблагаемой прибыли.

Государственная поддержка

Анализ правового регулирования социального предпринимательства в иностранных юрисдикциях показывает, что обыкновенно концепция СП развивается последовательно. Вначале возникает понятие социального предпринимательства и определяются его критерии, следом разрабатываются правовые акты и выносятся отдельные нормы, регулирующие деятельность социальных предпринимателей, и, наконец, появляются самостоятельные типы компаний и организационно-правовые формы, отвечающие потребностям социального предпринимательства.

В России на сегодняшний день инфраструктура для развития социального предпринимательства существует преимущественно благодаря инициативе самих социальных предпринимателей. Вместе с тем построение эффективной инфраструктуры требует не только инициатив субъектов СП, но и оказания поддержки со стороны государства.

Формирование летом 2013 года Экспертного совета по развитию социального предпринимательства при Комитете по политике, инновационному развитию и предпринимательству Государственной думы РФ свидетельствует о том, что вопрос о развитии концепции социального предпринимательства в Российском законодательстве приобретает все большую актуальность и значимость. Мы надеемся, что инициативы, предложенные Фондом Вагита Алекперова «Наше будущее», будут поддержаны законодателем.

Автор: Наталия Зверева

Дата публикации: 20 августа 2013

#закон #социальное предпринимательство

 810   148