Содействие социальному предпринимательству. Правовые, нормативные и налоговые барьеры: сравнительный обзор

В данном обзоре представлены рекомендации для правительственных служб, политиков и социальных предпринимателей  Бразилии, Германии, Индии, Польши, Великобритании и США.  Рекомендации прозвучали на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2006 года. Обзор является реферативным переводом на русский язык краткого изложения сравнительного отчета, подготовленного юридической компанией Linklaters, по заказу Фонда социального предпринимательства Шваба (Швейцария).

Что такое социальное предпринимательство?

Социальных предпринимателей объединяет новаторский подход, возможности и ресурсы для трансформирования социальной системы и практики в различных сферах, в таких, например, как здравоохранение, трудоустройство, образование, охрана окружающей среды, жилье и технологии. Хотя социальные предприниматели существуют давно, сама концепция социального предпринимательства относительно нова. В английском языке термин entrepreneur (предприниматель) появился около 1475 года и означал «человек, берущий на себя обязательства, менеджер, управляющий, представитель» (Оксфордский энциклопедический словарь. 2003). В отличие от Адама Смита, чье определение – «невидимая рука» – снижает важность роли предпринимателя, Дж.Б. Сэй восхваляет предпринимателя как создателя ценностей, который переводит экономические ресурсы в сферу максимальной продуктивности и результативности. Общим у социальных предпринимателей и бизнесменов является их порой рискованный подход к проблеме, способность быстро реагировать на открывающиеся возможности, трансформировать рутинную работу и мобилизовать для этого даже самые малые ресурсы. Экономист Йозеф Шумпетер назвал бизнес-предпринимателей «проводниками перемен в экономике». Социальные предприниматели являются такими проводниками в социальном секторе. Однако, в отличие от бизнесменов, их успех измеряется не полученной прибылью, а тем, насколько им удается внести позитивные изменения в жизнь людей. Социальные предприниматели могут действовать в рамках коммерческих или некоммерческих организаций, и этот выбор зависит от их видения и идеологии. Большинство социальных предприятий имеют смешанную форму, то есть действуют по принципам бизнеса и могут даже стремиться к получению прибыли, но их основной задачей является продвижение социальных перемен.

Сходство

Как коммерческие, так и некоммерческие социальные предприятия применяют новаторские подходы к решению социальных проблем, с которыми не могут справиться ни государство, ни бизнес: проблем с предоставлением товаров, услуг и возможностей для поддержки обездоленных и маргинальных групп населения.

Различие

Некоммерческие организации могут окупать некоторые из статей своих расходов, например, расходы на оказание услуг в области охраны здоровья, образования и/или технологий. Но для того, чтобы продолжать деятельность и быть эффективными, они должны мобилизовать и другие источники финансирования из общественного сектора и/или филантропии. Коммерческие организации полностью самоокупаемы и также создают прибыль, основной целью которой является расширение социальной деятельности. Для социального предпринимателя личное обогащение не является целью, и во многих случаях прибыль реинвестируется в расширение предприятия. Тем не менее, любое определение социального предпринимательства должно учитывать различные категории и часто размытые границы между ними. Например, оценивая социального предпринимателя, следует рассматривать следующие факторы:

 

  • процент финансирования, поступающего от различных грантов и благотворителей;
  • стандарт устойчивости, позволяющий получать прибыль от социальной деятельности, не совпадающей с основной деятельностью предприятия;
  • минимальное количество клиентов и/или иные источники дохода.
     

Для многих социальных предпринимателей благотворительность заключается исключительно в филантропии, а социальное предпринимательство они понимают как предоставление социально незащищенным людям возможности улучшить социальное и моральное положение, а также финансовое благосостояние. 

Социальное предпринимательство называют «особенным подходом, способом ускорения трансформации общества».

Как влияет закон на социальное предпринимательство?

Существует множество факторов, способных ускорить или затормозить развитие того или иного социального предприятия в конкретной стране. Среди них – социальные стереотипы, религиозные воззрения и культурные факторы. Кроме того, важную роль играют юридические, регуляторные и налоговые вопросы. Например, организация, созданная для получения «социальной» прибыли, может получить прибыль финансовую, которая станет причиной налоговой задолженности в условиях отсутствия льгот (например, статуса благотворительной организации). В большинстве стран не существует юридических лиц «промежуточного» типа (то есть организаций, представляющих собой нечто среднее между коммерческими и благотворительными), и перед социальными предпринимателями может возникнуть трудный выбор наиболее эффективной «юридической оболочки», которая позволила бы им заниматься своей деятельностью. Большое количество законодательных актов (направленных в основном на защиту сотрудников и потребителей от недобросовестных бизнесменов и работодателей) может сдерживать создание или развитие вполне достойных социальных предприятий. В качестве подтверждения этого можно привести финансовые требования (к примеру, минимальный уставной капитал), которые могут предъявляться микрофинансовым организациям, или правила, касающиеся деятельности телекоммуникаций, которые могут повлиять на качества оказания услуг «горячих  линий».

Как составлялся отчет

Первая стадия проекта включала «кабинетное» исследование. Фонд Шваба выбрал группу социальных предпринимателей из шести стран мира. Этих предпринимателей попросили заполнить анкеты и предоставить информацию по юридическим, регуляторным и налоговым вопросам, повлиявшим на развитие бизнеса каждого из них, высказав  мнение о доступности финансирования. На основе этих ответов международная юридическая фирма «Линклейтерс» и индийская «Сагар Ассошиэйтс» (обе – с помощью фонда Шваба) провели собственное исследование и рассмотрели несколько вопросов, специфических для каждого выбранного сектора и страны. Исследование помогло сделать некоторые предварительные выводы. Вторая фаза проекта состояла в тестировании этих выводов на местах путем прямых обсуждений с социальными предпринимателями в каждой из выбранных стран. Кроме проверки предварительных выводов, с некоторыми предпринимателями обсудили основные условия (социальные, экономические, финансовые, политические или культурные), влияющие на их бизнес, а также спросили, отличаются ли эти условия (и если да, то как) от тех, которые они считали бы для себя и своего бизнеса идеальными в данной стране или регионе. На этом этапе исследователи встретились с социальными предпринимателями и познакомились с их организациями.

Основные выводы и общие вопросы

Налоговые вопросы

Во всех законодательных системах общим вопросом является степень доступности социальным предпринимателям налоговых льгот и наличие налоговых кредитов или субсидий.

Бразилия

По бразильскому налоговому законодательству, некоммерческие организации (НКО) имеют некоторые налоговые льготы – при условии, что НКО отвечают определенным требованиям. Как и в других странах, прибыль, заработанная некоммерческими организациями, облагается налогом. Это осложняет денежный оборот и финансовую устойчивость. Хотя социальные предприятия имеют некоторые налоговые преимущества, выполнение необходимых требований отнимает много времени и средств.

Германия

В отличие от остальных стран, в Германии пока немного социальных предпринимателей, а те, кто есть, считают самым большим препятствием для социального предпринимательства трудность с привлечением средств для начала и развития своей деятельности. По традиции, объекты, которые считаются недостаточно прибыльными для бизнеса (больницы, детские сады, центры по уходу за пожилыми людьми и т.п.), во всем зависят от государства и крупных церковных фондов. В свою очередь, церковные фонды не зависят от благотворительности или добровольных взносов как основных источников дохода, но финансируются преимущественно за счет обязательных взносов людей, исповедующих лютеранство и католичество.

Индия

Основные проблемы, возникающие перед индийскими социальными предпринимателями на начальном этапе их деятельности, происходят от определенных налоговых требований, в частности, от ограничения иностранных добровольных вложений – в соответствии с Актом об иностранных взносах. Хотя в идеале этот акт стоило бы отменить, даже некоторое его смягчение можно было бы рассматривать существенным шагом вперед.

Польша

Налоговые требования для предпринимателей, желающих заниматься социальной деятельностью, в целом позитивны. Это отсутствие НДС и освобождение от налогообложения организаций, предоставляющих бесприбыльные «услуги общего спроса», что помогает таким организациям предлагать свои услуги по более низким расценкам. Что касается налога на личные доходы доноров, рекомендуется увеличить процент, передаваемый «организациям, действующим на благо местного сообщества», поскольку существующий однопроцентный налог может оказаться неэффективным.

Великобритания

Финансирование – основной вопрос, стоящий перед социальными предпринимателями Объединенного Королевства. Новый закон о налоговой льготе для вложений в местное сообщество в какой-то мере поощряет выделение заемных средств, но предприниматели, по понятным причинам, предпочитают акционерное финансирование с долей в распределении прибыли. Предлагается отменить для социальных предприятий все налоги на доход от капитала (как часть любого корпоративного налога) и ввести льготу по налогу на доход от капитала для акционеров-инвесторов в социальные предприятия. Разработаны рекомендации по повышению эффективности налоговой льготы для вложений в местное сообщество путем увеличения верхней границы суммы взноса, которая сейчас составляет 250 000 фунтов. Таким образом, желающие финансировать социальные предприятия смогут делать это напрямую, минуя местные финансовые учреждения, и будут подпадать под налоговые льготы, указанные выше. 

США

Раздел 501 (с)(3) Внутреннего налогового кодекса позволяет некоммерческим организациям не платить налоги на всякий доход, созданный их собственной деловой активностью, если этот доход имеет отношение к некоммерческой общественной деятельности. Однако отличить доход, имеющий отношение к такой деятельности, от дохода, отношения к ней не имеющего, довольно сложно. А доход, созданный некоммерческой организацией и не имеющий отношения к общественной деятельности, облагается налогом как  доход от коммерческой деятельности. Рекомендуется  нормализовать налоговые льготы так, чтобы некоммерческие организации могли ими пользоваться в любом случае.

Стандартная модель

В большинстве стран для социальных предприятий не существует цельной юридической модели. Вследствие этого организации иногда страдают от бюрократии и излишнего регулирования, а иногда не получают в своих странах никаких налоговых льгот. Польша и Великобритания пытались бороться с этим путем создания новых форм организаций – организаций местного сообщества. Но критики таких структур отмечают, что этого недостаточно для дальнейшего развития социального предпринимательства. В других странах социальным предпринимателям приходилось делать выбор среди целого ряда юридических форм: от коммерческих компаний с традиционной корпоративной структурой до благотворительных организаций. Ни в одной из стран пока не существует отдельной юридической формы для социального предприятия, ведущего коммерческую деятельность с получением прибыли. В Индии обилие различных форм организаций привело к развитию микрофинансовых компаний. В большинстве стран возможность приобрести статус благотворительных предоставляется только тем организациям, которые отвечают строгим требованиям общественного блага (например, если их цель связана с образованием или здравоохранением). 

Бюрократия и регулирование

Общей проблемой социальных предприятий в разных странах оказалось бремя бюрократии, часто чрезмерное. Причина в том, что законодатели не уверены, как надо рассматривать социальное предприятие, поскольку оно не вполне прибыльное, но и не всегда абсолютно благотворительное. В этом смысле проблематичным для социальных предприятий является трудовое законодательство, особенно в вопросе вознаграждения для сотрудников, фактически являющихся волонтерами.

Дальнейшие исследования показали, что, например, в Польше можно изменить некоторые юридические требования для организаций местного сообщества и других социальных предприятий. К примеру, было бы лучше, если бы получением всей их отчетности занимался один государственный орган (в настоящее время приходится обращаться минимум в три), бухгалтерскую отчетность организаций, действующих на благо местных сообществ, стоило бы упростить, а доноров, выделяющих средства для таких организаций, надо обязать предоставлять небольшой процент (например, 1–3%) взноса на административные расходы.

Одной из главных проблем, стоящих перед социальными предприятиями в Великобритании на коммерческом уровне, является то, что они часто вынужденно не могут принимать участия в деятельности, которую должны продвигать, потому что их финансовые резервы и меры по обеспечению качества не соответствуют требованиям местных властей. Местные власти ограничены европейским законодательством по предоставлению товаров и услуг и не могут допускать социальные предприятия к участию в тендерах по предоставлению услуг. Рекомендуется в большей или меньшей степени эти ограничения снять.

Доступ к финансированию

Как показали результаты опроса, для всех предпринимателей определяющим моментом является доступ к финансированию. Индия, где социальное предпринимательство развивается уже давно, переживает рост микрофинансирования, которое сейчас является широко признанным источником для социального предпринимательства. Существуют также частные инициативы в форме групп взаимопомощи, которые поддерживает правительство. Однако для них не создано никакой особой юридической базы, и кредитные союзы не обязаны следовать стандартным правилам.

Основным источником средств являются частные лица – как сами предприниматели, так и отдельные благотворители. В Польше, например, местные и центральные органы власти обеспечивают примерно 30% финансирования социальных предприятий, в то время как 20% их дохода создается в результате собственной деловой активности. Средства могут поступать либо как отчисления из дохода (до 10%), либо от населения. Хотя финансирование от частных лиц остается самым популярным видом финансирования, социальные предприниматели назвали в качестве одной из проблем своего развития - недостаток адекватной информации о доступных средствах.

Информация

Отсутствие доступа к информации является проблемой во многих странах. Социальные предприниматели часто не имеют этого доступа и не знают, как лучше организовать свои предприятия, какие методы задействовать, каковы будут последствия в каждом случае и как затем вести бизнес в бюрократическом окружении, а также как получать наиболее эффективные налоговые льготы, субсидии или кредиты. В этом отношении в отчете по Великобритании рекомендовано создать совет по типу американского проекта «Уолл-стрит без стен». Этот проект представляет собой возможность сотрудничества юридических и финансовых учреждений для оказания консультаций, поддержки и помощи социальным предпринимателям. Польше и Бразилии, как, впрочем, и другим странам, пошли бы на пользу образовательные программы, направленные на поддержку взаимодействия между местными органами управления и социальными предприятиями, а также общеобразовательные программы для информирования общественности.

____

Перевод Татьяны Юсипенко

Материал публикуется с разрешения компании Linklaters. Компания Linklaters и/или ее аффилированные лица никак не связаны с авторами интернет-портала и не отвечают за достоверность перевода указанного отчета или его частей на русский язык).

Дополнительную информацию можно получить http://www.schwabfound.org/

 


 

Дата публикации: 11 февраля 2008

#закон о социально ориентированных нко

 891   93