Музеи примерят на себя идею социального предпринимательства

Одним из направлений дальнейшего развития благотворительной программы «Музеи Русского Севера», проводимой компанией «Северсталь», предлагается совершенствовать работу по привлечению внебюджетного финансирования и внедрять рыночные механизмы в деятельность музеев. Об этом объявлено накануне на конференции, где подводили итоги первого года реализации программы.

Речь идет о необходимости сформировать рыночную позицию внутри музеев. Для самих учреждений культуры это очень важно и своевременно. Вопрос назрел давно, говорили на рабочей группе по музейному бизнесу представители культурных хранилищ. У музеев денег нет, но они есть и у государственных структур, и у частных лиц. Надо уметь эти деньги получить. Этого умения и не хватает музеям. Они часто не знают, как заявить о себе, как позиционировать себя в качестве субъекта экономической деятельности. Что еще более прискорбно, музеи не в состоянии не только представить себя, но и сформулировать предложение, которое пользовалось бы спросом. Меж тем музеи могут органично и успешно присутствовать на рынках туризма, образования, эксклюзивных услуг и практик, сувенирной продукции. Важно увидеть эти возможности и научиться использовать их. На все эти вопросы должно ответить социальное предпринимательство в учреждениях культуры.

«Основная задача для корпорации "Северсталь" – получение прибыли. Но, находясь в традиционной парадигме бизнеса, мы не можем стоять в стороне от тех влияний и веяний, которые воздействуют на мир, от того, как современные ученые разрабатывают проблематику социальной ответственности. Благотворительную и спонсорскую деятельность «Северсталь» воспринимает как добровольную нагрузку (сверх налоговой), направленную на достижение изменений в обществе и в тех социумах, где расположены наши предприятия. Помимо традиционных форм благотворительной поддержки, таких как просто выдача денег на выставки Третьяковки или поддержка постановок Большого театра, мы считаем своим долгом содействовать инновационным изменениям в некоммерческом секторе. И мы поняли, что социальное предпринимательство – тот функционал, тот мускул, который способен помочь музеям стать сильнее. Социальное предпринимательство применительно к музеям – это не только и не столько зарабатывание денег, сколько эффективный способ доведения их коммуникационных продуктов до потребителя. Они могут смотреть на это не только как на бизнес, но и как на популяризаторскую деятельность, – рассказал нашему порталу заместитель генерального директора “Северстали” по корпоративной социальной ответственности Алексей Германович. – Кроме того, мы уделяем большое внимание фандрайзингу. С помощью конкурса “Музеи Русского Севера” хотим запустить много международных культурных проектов. Сегодня 40 процентов продукции “Северстали” выпускается в России, мы четвертый производитель стали в США и второй – в Италии и заинтересованы в том, чтобы включать российскую культуру в мировой контекст. А большие проекты без дополнительного фандрайзинга невозможны. И мы хотим научить музеи оперировать в этом поле. Корпорация далека от того, чтобы превратиться в социальное предприятие, но мы будем такие проекты продвигать, потому что идея эта очень правильная и полезная».

От учреждений культуры ждут комплексного продукта. По словам ведущего научного сотрудника Российского института культурологии Владимира Дукельского, самым важным критерием отбора проектов в дальнейшем должна стать социальная ориентация музейных проектов, а не только их профессиональная ориентация, как это было до сих пор.

Открытый конкурс проектов «Музеи русского Севера» был объявлен компанией «Северсталь» год назад. Было прислано 26 заявок из 10 регионов России. Победителями ее стали проекты шести музеев: «“Небеса” Заонежья» Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи», «Пространство русского Севера» Музея изобразительных искусств Республики Карелия, «Каталог и CD-диск “Живописная и печатная икона, культовое резное дерево и медное художественное литье XVII – начала XX века из собрания Национальной галереи Республики Коми”», «Создание официального сайта Кирилло-Белозерского музея-заповедника», «Создание музея древнерусского искусства» Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и «Три века русского искусства» Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» из Архангельской области. В ближайшее время будет объявлено о старте нового сезона проекта.

Дата публикации: 24 сентября 2008



 293   143  
Вам может быть интересно