Как реформировать социальную сферу?

9 октября 2013 года состоялся III Социальный форум России «Социальная солидарность в действии. Человек в центре внимания».

Организаторами форума выступили Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Агентство стратегических инициатив, Центр Информационных стратегий.

В форуме приняли участие делегации из 75 субъектов РФ.

Во время работы форума состоялось 10 круглых столов по наиболее важным общественным проблемам, формирующим современную социальную сферу, где обсуждались приоритетные направления социальной политики России, пути повышения ее эффективности. Единой темой, которая прошла через все дискуссии, стала мысль о необходимости действенного партнерства власти, общества и бизнеса. В Европе уже существует такое понятие – диктатура партнерства, в России также назрела потребность в консолидации усилий всего гражданского общества и принятии социальных мер только с учетом интересов этой социальной триады. Особое внимание было уделено обсуждению механизмов государственно-частного партнерства в социальной сфере и вопросам доступа негосударственного сектора к оказанию социальных услуг, вопросам эффективности инвестиций в здравоохранение и развитию конкурентоспособности образования.

Тема «Поддержка доступа негосударственного сектора к оказанию услуг в социальной сфере» (на фото в центре: А.Нестерова, АСИ, и А.Шадрин, Минэк) вызвала большой интерес у представителей социально-ориентированных НКО, т.к. именно сегодня в России формируется новый рынок социальных услуг, на котором существенную роль будут играть некоммерческие негосударственные организации.

Организатором секции выступило АНО «Агентство Стратегических Инициатив по продвижению новых проектов». Участниками секции стали: Абанкина И.В., Директор Института развития образования ВШЭ; Нестерова А.Б., Заместитель директора направления «Социальные проекты» АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»; Овчарова Л.Н., Директор Центра анализа доходов и уровня жизни Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ; Шадрин А.Е., Директор Департамента инновационного развития Министерства экономического развития Российской Федерации; Шишкин С.В., Научный  руководитель Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ.

По мнению участников секции, в первую очередь необходимо определить перечень услуг, которые органы исполнительной власти могут заказывать на конкурсной основе, а не путем сметного финансирования подведомственных предприятий, а также изменить механизмы государственного управления имуществом в виде подведомственных предприятий и учреждений социальной сферы. Ключевым вопросом стала имущественная и налоговая поддержка негосударственных организаций, осуществляющих свою деятельность в социальной сфере. По мнению собравшихся, НКО, оказывающие социальные услуги, для получения мер государственной поддержки необходимо приравнять к малому предпринимательству.

В проекте резолюции прозвучало, что   новые возможности для негосударственных организаций - поставщиков социальных услуг предоставляются в законопроекте «Об основах социального обслуживания населения». Серьезная  государственная финансовая поддержка оказывается деятельности социально-ориентированных НКО.

В целях увеличения числа негосударственных организаций в социальной сфере предложено реализовать следующие меры:

 

 -->  Определение перечня услуг, которые органы исполнительной власти могут заказывать на конкурсной основе, а не путем сметного финансирования подведомственных предприятий. Проблемой здесь является отсутствие стандартов оказания услуг в некоторых направлениях социальной сферы. Особенно это характерно для сферы социального обслуживания населения. В этой связи требуется стандартизация социальных услуг и определение пилотного перечня услуг и пилотных регионов, где такие услуги могут быть профинансированы государством на конкурсной основе.
--> Изменение существующих механизмов государственного управления имуществом в виде подведомственных предприятий и учреждений социальной сферы. Государство как собственник может принять решения о необходимости передачи отдельных видов услуг на аутсорсинг, привлечение волонтеров и НКО, а также – передачи в управление учреждений соцсферы или их имущественных комплексов в целях повышения эффективности такого управления и эффективности расходования бюджетных средств.
--> Развитие механизмов государственного-частного партнерства в социальной сфере. Для этого необходимо законодательное закрепление особенностей ГЧП в соцсфере, а также описание всех имеющихся примеров применения схем ГЧП в данной области с целью тиражирования лучших практик в регионах.
--> Имущественная и налоговая поддержка негосударственных организаций, осуществляющих свою деятельность в социальной сфере. НКО, оказывающие социальные услуги, необходимо приравнять к малому предпринимательству в части получения мер государственной поддержки.
--> Снижение административных барьеров для новых видов оказания услуг и в случае оказания социальных услуг негосударственными организациями. Необходимо уравнять в правах негосударственных и государственных участников рынка – чтобы принципы регулирования рынка не зависели от организационно-правовой формы его участников. Предстоит большая работа преимущественно в отраслевых подзаконных актах.
--> Формирование стимулов для органов власти в части привлечения некоммерческих организаций.
--> Определить в качестве приоритетных сфер для увеличения доли негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, сферы, в которых уже имеются и эффективно действуют  негосударственные участники рынка. Это сферы здравоохранения, образования, социального обслуживания и культуры (в части музейно-выставочной деятельности).

Еще одна сторона темы партнерства общества и власти была раскрыта на круглом столе «Участие гражданского общества и нко в развитии социальной сферы». Вопросам развития институтов гражданского общества уделяется особое внимание на государственном уровне, о чем свидетельствует то, что НКО получают все больше законных полномочий. Однако участники секции отметили, что на сегодняшний день нет эффективно действующих инструменты взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной власти и общественными палатами в регионах, отсутствует эффективно работающая система общественного контроля над государственными расходами.

На круглом столе «Государственно-частное партнерство в социальной сфере» была подчеркнута необходимость изменения системы финансирования, перенаправленности ответственности за развитие материально-технической базы социальной инфраструктуры частному бизнесу через приватизацию, частное финансирование или через государственно-частное партнерство (ГЧП). Участники секции констатировали, что использование ГЧП в социальной инфраструктуре является одним из наиболее развитых рынков. Именно поэтому первоочередной задачей, стоящей перед федеральными органами власти для обеспечения роста инвестиций в социальную сферу является создание стабильного правового поля и обеспечение защиты инвесторов. Необходимо создать механизмы государственного участия и поддержки формирования и реализации проектов ГЧП, приняв на федеральном уровне закон о государственно-частном партнерстве с последующим внесением соответствующих поправок в отраслевое законодательство.

На секции «Повышение эффективности инвестиций в здравоохранение» представителями Минздрава, ведущими специалистами отрасли, в том числе фармацевтической промышленности, была сформирована позиция, что задачи, стоящие перед здравоохранением России, не могут быть решены только усилиями органов исполнительной и законодательной власти, но всем обществом. Участники дискуссии единодушно поддержали мысль о том, что в России необходимо перестать рассматривать здравоохранение как отрасль, «пожирающую» общественные ресурсы. Инвестиции на медицину должны рассматриваться с точки зрения их макроэкономического эффекта, с позиций «общественной рентабельности». Как показывает международная практика, важную роль в развитии системы здравоохранения могут играть частные инвесторы.

По мнению участников форума, сегодня задача повышения инвестиционной привлекательности социальной сферы сегодня становится крайне актуальной.


По материалам портала "Социальная карта России"

Дата публикации: 10 ноября 2013

#iii форум #резолюция

 651   80  
Вам может быть интересно