Одежда для всех

29 июня в Москве состоялась презентация совместного проекта учебного культурного центра «Без границ» и Британской высшей школы дизайна. Цель — создание одежды для людей с особыми потребностями и изменение отношения к людям с инвалидностью.

«Забудьте слово «инвалидность»! – восклицает генеральный директор культурного центра «Без границ» Янина Урусова, едва я занимаю свое место в зале. – Речь идет о дизайне, о красоте. Инвалидность — это не пандус, а космические технологии. Это не какая-то специальная тема, она касается всех людей. Не «спецодежда для инвалидов», а красивые и модные вещи, в которых удобно».

Совместный учебный проект Bezgraniz Couture и Британской высшей школы дизайна (БВШД) длился два месяца. Студентов разделили на несколько рабочих групп, которые создавали одежду для людей с разными видами инвалидности. Важная деталь: дизайнеры и модели работали в тесном контакте с ними. Ведь нюансов здесь масса, а задачи и проблемы возникали на каждом шагу. Вот даже классический портновский манекен оказался непригоден: здесь нужна мягкая форма, подходящая для любого типа фигуры. А такая создается с помощью сложных инновационных технологий.

Девушка-барби и девушка с коробочкой

Для большинства участников проекта соприкосновение с темой инвалидности оказалось первым в жизни. Почти все говорят о страхе в самом начале работы. И о том, как он исчезал. Нам, публике, кураторы проекта преподаватели БВШД Анна Черных и Владимир Тилинин решили продемонстрировать, что есть «ограниченные возможности», с помощью нехитрого, но эффектного эксперимента. Двух девушек попросили надеть плащ. Первая справилась за полторы минуты, вторая провозилась бы до вечера, если бы ей не помогли. А как вы думаете, легко орудовать лишь одной рукой, изо всех сил сжимая во второй небольшую коробочку? (Так можно представить, что чувствует человек с ДЦП.)

«Обычно в своих проектах студенты нацелены на мифическую  высокую стройную девушку, без финансовых проблем, увлекающуюся искусством, – рассказывает Анна Черных. – Таких в действительности не существует. Тут им предстояло работать с настоящими людьми».

Владимир Тилинин говорил о стереотипах и их опасности, о том, как уничтожаются границы между людьми — разными способами,  в том числе и через вещи, через дизайн.

Студенты вспоминали о том, как ломались эти  стереотипы при знакомстве с будущими моделями: «День, когда я встретилась с Анастасией, — важный этап моего духовного и личностного роста», «Мария — творческий человек, с ней ужасно приятно общаться», «Дима — большой ребенок, он способен вдохновить на создание радостных вещей», «Я горжусь знакомством с ним, он живет гораздо полнее, чем многие из нас», «Здесь нет места тоске, есть место сексуальности, открытости, яркости». Просто праздник какой-то: настоящие люди неожиданно оказались гораздо интереснее и ярче выдуманных барби.

Однако задачи реального мира, которые предстояло решать участникам проекта, были далеко не столь блестящи и праздничны. Как посетить туалет в брюках, когда ты колясочница? Как быстро надеть пальто, если у тебя работает лишь одна рука? Как скрыть наличие протеза? Где должны быть расположены застежки у платья для девушки с очень короткими руками?

Чем больше погружались дизайнеры в работу, тем больше становилось этих вопросов. И что самое поразительное — тем более универсальными становились и проблемы, и решения.

Что скрывается за мелочами? 

Вот, скажем, жакет для девушки, передвигающейся в инвалидном кресле. Прежде чем начать проектировать его, студентка надела пиджак и просидела в нем целый день: ужасно неудобно. «Я работаю в офисе, где люди обычно снимают жакеты, — значит, это и моя проблема. Идея универсального дизайна захватила меня», – говорит девушка. Решения — это мелочи, огромное количество мелочей, без которых не обойтись, когда подступаешься к таким великим задачам, как изменение отношения к людям с инвалидностью. Перефразируя известную поговорку, скажем, что профессионализм кроется именно в деталях. Проблемы возникают, когда мелочами пренебрегают. Тогда человек может выглядеть нелепо, смешно и жалко, чувствовать себя скованным и беспомощным, бояться общества, бояться самой жизни.

У пиджака для колясочников — инверсионные карманы (когда сидишь в тесном кресле, гораздо удобнее залезать правой рукой в левый и наоборот – попробуйте), у него трикотажная спинка, в нем много комбинированных материалов. У брюк — завышенная линия сидения, широкий трикотажный пояс, который держит мышцы живота, вытачки в паху, где обычно собирается ткань и вызывает дискомфорт… И это только начало длинного списка.
Обидно было, проработав столько мелочей, на самом последнем этапе столкнуться с полнейшим безразличием к куда более явным вещам. Для фотосессии искали студию с пандусом. «Оборвали телефон, – вспоминают студенты, – так обрадовались, когда нашли. Приехали, а там оказалась высоченная лестница — и никакого пандуса. Люди не понимают важности таких вещей, отмахиваются от них!»

Без конфузов и неудобств

«Все очень удобно, – говорит поэт и художница Мария Загорская, – но при этом красиво и интересно. Для человека с инвалидностью очень важно, чтобы нравилось ощущение себя самой». Платье, которое студентки сшили для Марии, — первое в ее жизни! До сих пор женщине приходилось ходить только в спортивной одежде — все остальное при таких нарушениях, как у нее, приводит к дискомфорту и конфузу. Человек с ДЦП не может застегивать мелкие пуговицы, он стесняется неработающей руки и несимметричной фигуры, может случайно упасть или вывернуть пальто наизнанку, снимая…  Студенты учли все. Вот отзыв в «Фейсбуке» другой участницы проекта — Анастасии Аброскиной. «Сначала, когда дизайнеры рассказывали о созданной ими одежде, меня смутили особые вставки в жакете, но, примерив его, я осознала, что очень удобно, – пишет девушка с ДЦП. – Я надела его быстро и самостоятельно. Застегнула одним движением и с непривычки стояла дальше, мой мозг искал, что еще нужно застегнуть. Но нет, одно легкое движение — и я была одета. Рукава из-за внутренней вставки хорошо соскальзывают с рук. Очень красиво, молодцы! Выпускайте скорее мой размер, я покупаю!»

Спортсмены, инопланетянки и большие дети

Для Любови Зеленкиной размер — это то, что имеет самое большое значение. Ее болезнь — ахондроплазия, ее рост — меньше 120 см. «У меня укорочены руки и ноги, – рассказывает она в фильме, показанном перед презентацией. – Платья я люблю ниже колена». Фильм о работе над проектом очень нежный, сделанный с любовью. В своей маленькой модели, ставшей не похожей на других из-за изменения в одном гене, студенты увидели посланца другого, фантастического мира и посвятили свой проект космической теме. Коротенький ролик — сам по себе произведение искусства. Примерки, долгие обсуждения, вереницы эскизов. Вот Люба с автором выбирают материал, вот Люба танцует перед завершающей примеркой, а вот фотосессия в новом ярко-синем платье, с «космическим» макияжем.

Дима Сенин, актер «Театра простодушных», в свои 27 – большой ребенок. Фигура его не доставила больших хлопот дизайнерам, а вот некоторые другие особенности молодого человека с синдромом Дауна пришлось учитывать. Дима рассеянный, постоянно теряет варежки и шапки, а после простужается (иммунитет слабый), поэтому пальто ему сшили особенное: все мелкие теплые аксессуары приделаны, чтобы не пропали. Есть тут и светоотражающие вставки, и кармашек с Ф.И.О. и адресом хозяина пальто. Модель эта легко может стать детской.
А вот в проекте «Сила воли» участвовали сильные мужчины — спортсмены-ампутанты Игорь Ломакин и Анатолий Пономарев.  Для Игоря был сшит костюм в стиле smart casual, скрывающий протез и дающий возможность быстро и незаметно поменять его на другой – например, для игры в следж-хоккей.

Я полагаю, что все это следует шить

«Ампутированную конечность, – сказала Янина Урусова, – можно воспринимать как недостаток, пустоту, а можно — как пространство, которое наполняется дизайном и искусством». Она рассказала и об огромном рынке (более миллиарда человек с разными видами инвалидности живут на планете), который практически не заполнен: «Большинству этих людей необходима функциональная комфортная и модная одежда, помогающая стать независимыми от помощи окружающих».

«Приблизило ли сегодняшнее событие решение этой глобальной задачи?» – спросила я после презентации.
«Безусловно. Вы видели уникальную коллекцию. Все до одной вещи хоть сейчас отправляй на фабрику! Можно сколько угодно твердить о том, как это нужно, как это важно, но ничего не сдвинется с места, пока не будет производства — пусть поначалу маленькими партиями. Будем искать инвесторов!»

«Мы первые, кто занялся у нас в стране разработкой одежды для людей с инвалидностью на стадии образования, – подключается к разговору Анна Черных. – Наши студенты намерены развивать эту тему и в дальнейших своих работах — настолько она запала им в душу, настолько интересной оказалась задача. А мы планируем внедрять нашу программу и в других вузах».

В октябре коллекция, представленная на презентации, будет участвовать в Неделе моды Mercedes-Benz — в расширенном виде.

Автор: Екатерина Савостьянова

Дата публикации: 8 июля 2015

#социальное предпринимательство #мода для людей с ограниченными возможностями

 1092   171  
Вам может быть интересно