Один день в «Смарт Курс»

Компания «Смарт Курс» помогает овладеть, пожалуй, самым сложным жизненным навыком — принятия решения. Учебные программы компании учат подростков и их родителей выбирать: профессию, вуз и вообще все что угодно.

Управлением необычной компанией занимаются два отца-основателя Михаил Мордасов и Тимур Жаббаров и присоединившаяся к ним чуть позже Марина Ковалевская. Михаил отвечает за внешние коммуникации, продажи и маркетинг, Тимур — за разработку программ и организацию внутренних процессов, а Марина, кандидат педагогических наук, — за методику, отношения с региональными партнерами, а также за вдохновение и атмосферу в компании. «Смарт Курс» сегодня — это 7 штатных сотрудников и около 30 специалистов на фрилансе.

«В 2012 году я задумался над тем, что мне еще нет тридцати, а я уже успел трижды кардинально поменять область деятельности, – говорит Тимур Жаббаров. – Бизнес-планирование и консалтинг, ивент-менеджмент, разработка сервисов. В какой-то момент я понял, что в современном мире очень не хватает специалистов, которые учили бы подростков делать выбор: профессии, вуза, экзамена ЕГЭ, а социум тем не менее требует этих навыков, да и вообще жизнь — это последовательность выборов. Так я начал создавать проект, который бы учил подростков выбирать. Потом мы познакомились с Мишей — он тоже разрабатывал нечто подобное — и решили объединить усилия. Вот так и родился «Смарт Курс».

Утро понедельника начинается с планерки-трекинга (От англ. tracking — «отслеживание, сопровождение». — Прим. ред.). Трекер рисует на белой доске график и делит его на несколько секций, со слов команды записывает тезисы. После планерки я интересуюсь, что это такое и зачем это нужно. Михаил Мордасов охотно рассказывает, что сегодня они использовали scrum1-метод структурирования целей, а внешний тренер-трекер помогает посмотреть на процесс со стороны и сфокусироваться на основных задачах и ресурсах для их решения.

«У нас сейчас 4 продукта: система «Выбор» для подростков, региональные партнерские программы, видеокурс для родителей и все, что мы считаем дополнительным, – разъясняет Михаил. – По всем направлениям стоят 3-месячные и месячные цели. Каждую неделю мы проверяем, насколько приблизились к их достижению, корректируем промежуточные задачи, позволяющие достичь задуманного в нужный срок и распределяем их по команде на таких вот планерках».

Мордасов переключается на звонок скайпа. По обрывкам разговора я догадываюсь, что на связи — региональный партнер из Минска. Компания проводит тренинги и организует тематический детский отдых в Беларуси и хочет начать системную работу с подростками в направлении профориентации и поиска себя.

«Первые запросы от потенциальных партнеров из регионов появились у нас где-то год назад, – рассказывает сооснователь компании Марина Ковалевская. – Мы уже начали готовить пакет документов для создания франшизы, но потом поняли, что это чересчур трудоемкий процесс, к которому мы пока не готовы. В феврале 2016 года запустили курсы подготовки тренеров по технологии «Система «Выбор», на которых мы обучаем наших региональных партнеров. И теперь «Смарт Курс» есть уже и в Казахстане, и на Украине и еще в 20 городах России, включая Калининград».

Офис-менеджер открывает входную дверь — на пороге, видимо, мама одного из подростков. Она немного нервничает. Марина провожает ее на кухню, наливает чай. Михаил поясняет: «Перед тем, как ребенок идет на наши курсы, мы проводим обязательное собеседование с родителями — нужно выяснить их ожидания. Кроме того, у подростка уже накоплен собственный опыт совершения выбора в той или иной ситуации — это важно знать, чтобы тренер строил работу целенаправленно».

После собеседования Михаил с Мариной обсуждают результаты недавней встречи с родителями, чьи подростки уже прошли программу «Выбор». «Многие родители пришли на встречу с установкой: «Что не так со мной и моим ребенком?», а уходили с уверенностью, что все с ними хорошо, – говорит Марина Ковалевская. – Получается, наша главная задача — создавать пространство, в котором у родителей появляется понимание происходящих с подростком процессов. Ведь в нашей культуре и традиции нет такого общепринятого места, куда родители могли бы прийти и задать насущные вопросы, попытаться понять, что делать в той или иной кризисной ситуации, связанной с детьми. У нас, помимо непосредственно образовательных тренинговых программ, сложился своеобразный клуб, в котором родители и дети могут найти подд ержку и ответы на многие вопросы».

Тем временем уже 2 часа дня, и мы с основателями «Смарт Курса» идем в кафе пообедать. Впрочем, предприниматели просто есть, как правило, не умеют, и, пока мы ждем заказ, начинается обсуждение иерархии вопросов для родителей на стадии выбора вуза. На листе бумаги, положенном в середину обеденного стол а, растет схема-инструкция для будущей инфографики. «Кстати, из этого получится еще отличная статья для СМИ», – аккуратно добавляю я. «Точно! – поддерживают ребята. – Отправим в Мел и в Newtonew!». 

По возвращении в офис встречаем приветственно машущую нам девочку Лику. Она уже полгода как активист клуба «Люди до 16». Это одно из направлений созданного в «Смарт Курсе» клуба «Weekend профессий»: профессионалы из разных областей приходят на встречу с подростками и рассказывают, как устроена та или иная область деятельности, как они ее выбрали и что думают об этом сейчас.

«Сначала вся организация лежала на «Смарт Курсе»: мы выбирали и звали профессионалов, собирали аудиторию, а через пару встреч ребята-подростки выразили готовность взять все приготовления на себя, – говорит куратор проекта «Люди до 16» Оля Климова. – Мы вместе с ними прописали базовые сценарии, как проводить подобные мероприятия, и теперь хотим распространить эту практику сначала в Москве, а затем и в других городах. Причем, опять-таки, на начальном этапе будем помогать, а потом передадим бразды правления ребятам на местах».

«Это очень полезно — самим участвовать в организации мероприятий под присмотром профессионалов, – добавляет Лика. – Это тоже своего рода профориентация — отработка управленческих и коммуникативных навыков. В марте этого года одна из наших девочек-волонтеров даже выступала на Московском международном салоне образования — рассказывала про то, как мы делаем «Weekend профессий». Ужасно волновалась, но в итоге вызвала огромный интерес. Поэтому мы и хотим, чтобы «Weekend профессий» был во всей стране».

В офис заходит Александр Ненашев, партнер и тренер Лаборатории дизайн-мышления2  и творческого интеллекта Wonderful. Саша и Тимур начинают обсуждать курс педагогического дизайна, который будет проходить в июле в Британской школе дизайна.

«Этот курс мы проводим уже во второй раз. В прошлом году с нами был известный эксперт в области разработки образовательных программ с фокусом на непрерывное обучение и устойчивое развитие Дерек Брин, а в этом, к сожалению, он занят. Приглашаем российских экспертов, которые одновременно и теоретики, и практики, – говорит Тимур Жаббаров. – Эту программу проходят и руководители частных образовательных учреждений, и педагоги школ и вузов, и тренеры. Мы выбираем темы, подбираем спикеров и стараемся выдержать практическую линию: одна из задач студентов — с помощью полученных знаний решить образовательные кейсы компаний. В прошлом году два выпускника нашей программы получили работу в компании «Учи.ру», а другой стал партнером «Смарт Курса» в Калининграде».

Рабочий день подошел к концу, я выключаю диктофон и понимаю, что уходить из офиса «Смарт Курса» совсем не хочется. Это настоящая лаборатория, в которой рождаются те самые образовательные продукты нового поколения, о котором так много говорят на круглых столах и конференциях, посвященных образованию будущего. При этом четкость и структурированность процессов, не всегда характерная для российского начинающего бизнеса, создает ощущение живой, но при этом работающей системы, нацеленной на результат. Под впечатлением от атмосферы «Смарт Курса» пишу дочери в мессенджере: «В эту субботу — «Weekend профессий», хочешь сходить?»


1Scrum (от англ. scrum — «толкучка») — методология управления проектами, применяющаяся при необходимости гибкой разработки. Методология делает акцент на качественном контроле процесса разработки.

2Дизайн-мышление (от англ. design thinking) — методология решения инженерных, деловых и прочих задач, основывающаяся на творческом, а не аналитическом подходе. Главной особенностью дизайн-мышления, в отличие от аналитического мышления, является не критический анализ, а творческий процесс, в котором порой самые неожиданные идеи ведут к лучшему решению проблемы.

Автор: Мария Иванова

Дата публикации: 6 июля 2016

#социальное предпринимательство #образование #москва #дополнительное образование

 542   64  
Вам может быть интересно