В Вологде и Череповце состоялся семинар Владимира Якимца по соцпредпринимательству

В рамках совместной с Министерством экономического развития программы по развитию моногородов Вологодской области состоялся семинар "Практические вопросы ведения деятельности на принципах социального предпринимательства" Владимира Якимца. Семинар, который прошел в Вологде (30 августа) и Череповце (31 аугста), был организован НП «Агентство городского развития» при поддержке Фонда «Наше будущее».

Не каждый бизнесмен может сказать, чем отличается социальное предпринимательство от социального бизнеса. На этот и другие вопросы ответил Владимир Якимец, научный деятель из Москвы, приехавший пообщаться с череповецкими предпринимателями.

Владимир Якимец — лауреат премии «Импульс добра», заместитель заведующего кафедрой ЮНЕСКО Государственного университета управления, доктор социологических наук, профессор, создатель нового направления «Межсекторное социальное партнерство». При поддержке Фонда региональных социальных программ "Наше будущее" он провел бесплатный семинар сначала в Вологде, потом и в Череповце, в Агентстве городского развития. Длительность мероприятия — восемь часов — не напугала потенциальных слушателей; пришло около 100  человек.

— Меня пригласили, и я решила прийти послушать, — говорит Ольга Владимировна, частный предприниматель, работающая в области дошкольного образования. — Занимаюсь этим бизнесом уже полтора года, особых проблем нет, но никогда не помешает узнать что-то новое.

Виталий Дулин — не только предприниматель, но и сотрудник большой страховой компании.

— Пришел, чтобы узнать, что есть на рынке привлечения, какие есть перспективные направления. Сейчас мы занимаемся страхованием жизни и здоровья детей из детских домов, одна из целей — привлечение физических лиц. Они фактически будут добровольными спонсорами, а страховая компания предоставит определенные скидки.

В программе семинара было обсуждение российской практики социального предпринимательства (СП), примеров российских и зарубежных проектов, ценовой политики и т. д. Об одном из пунктов — «Типичные ошибки, основные риски» — мы расспросили подробнее.

— Как правило, все ошибки социальных предпринимателей связаны с тем, что не очень четко формулируется социальная миссия, — рассказал Владимир Николаевич. — Случается так, что для первого броска все продумывается, а на перспективу — нет. То есть клиентская база, которая приносит прибыль, начинает падать, из-за этого не хватает средств. Вторая типичная ошибка — иногда берут на себя очень много обязательств, а профессиональной подготовки недостаточно. Третья — неумелое выстраивание работы по удержанию клиентов, приносящих прибыль.

— Часто ли государство помогает СП?

— Пример: Минэкономразвития в этом году впервые объявило конкурс среди регионов РФ на получение субсидий по поддержке СП. К сожалению, только шесть регионов откликнулись, Вологодская область в их число не вошла.

— Какой вид СП сейчас более всего распространен?

— Больше всего предприятий создано в отрасли, связанной с дошкольным воспитанием: детские сады, развивающие, досуговые центры и т. д. Вторая категория — сельское хозяйство, как ни странно. Есть очень серьезные примеры: допустим, фермерское хозяйство, созданное в Пермском крае, когда предприниматель брал на работу выпускников детских домов, чтоб они получили профессию, научились зарабатывать. Обратите внимание: если бы речь не шла о выпускниках детдома, это было бы уже не социальное, а сугубо коммерческое предприятие.

В ходе практической части семинара череповецкие бизнесмены попытались создать проект предприятия, способного не только самостоятельно заработать и быть окупаемым, но и оказывать социальные услуги населению города (источник: cherinfo.ru, Семен Мануйлов).

От социального бизнеса СП отличается тем, что социальная миссия превалирует над коммерческой. От некоммерческих организаций социального назначения СП отличается тем, что имеет устойчивый коммерческий эффект и самоокупаемость (самоокупаемость основана именно на продаже товаров и услуг). В США СП воспринимается больше именно как бизнес, а в Западной Европе — как некоммерческие организации.

Занятный пример. В национальном зоопарке Вашингтона (США) продают слоновий помет на удобрения — это просто бизнес. В зоопарке в Бангкоке (где слонов, естественно, водится больше) из того же сырья делают высококачественную бумагу ручной работы, эта бумага продвигалась на рынке как экологически чистый продукт для социально ответственных покупателей — и это уже СП.

Фото: Анастасия Петрович и с сайта cherinfo.ru
Источник: Газета «Речь»

Дата публикации: 4 сентября 2012

#обучение СП #развитие моногородов #владимир якимец #вологда #череповецк

 385   193  
Вам может быть интересно