Вышка: социальный выпуск

31 мая состоялся первый выпуск образовательной программы «Создай свой социальный бизнес», разработанной специалистами Лаборатории социального предпринимательства Фонда «Наше будущее» на базе Центра молодежного предпринимательства HSE{Startup}.

Слушатели лаборатории занимались в Вышке без малого два месяца – программа стартовала 8 апреля. В ходе обучения у стартаперов была возможность познакомиться с отечественной и международной практикой социального бизнеса и попробовать себя в создании собственного социального предприятия с нуля. Студенты курса прошли все стадии подготовки, начиная с поиска и формирования идеи, заканчивая созданием полноценного бизнес-плана.
Курировал проект Станислав Заботин, руководитель дирекции разработки программ Фонда «Наше будущее». Лектором курса стала Екатерина Бесшапошникова, эксперт Фонда по образовательным программам в области социального предпринимательства.
По итогам обучения сертификаты получили 18 слушателей, представившие в качестве дипломных работ собственные проекты социальных предприятий.


Передать багаж

В России курс лекций «Создай свой социальный бизнес» стал одним из первых продуктов, направленных на обучение социальных предпринимателей. В его основу лег опыт специалистов Фонда «Наше будущее», накопленный за последние семь лет. «Важно было сделать программу, которая соответствовала бы нашему представлению о социальном предпринимательстве и базировалась бы на международном опыте преподавания этого предмета», - поясняет Екатерина Бесшапошникова.
Подбирая материал курса, эксперты Фонда «Наше будущее» преследовали две основные цели: передать опыт и помочь выпускникам понять, чем действительно они хотят заниматься. «Накопленный нами багаж мы хотели передать людям, чтобы они имели возможность не допускать базовых ошибок, с которыми сталкивается большинство социальных предпринимателей, - говорит руководитель проекта Станислав Заботин. - Но первостепенная задача была даже не столько поделиться опытом, сколько направить людей в нужное русло. Важно было, чтобы будущие предприниматели почувствовали свою аудиторию и решили, действительно ли они хотят заниматься именно социальным предпринимательством».
В курс вошли лекции, посвященные ключевым вопросам социального предпринимательства, а также дополнительные информационные блоки по основам юриспруденции и управления персоналом в социальном бизнесе.


Теория и практика

По окончании курса студенты с удовольствием делились своими впечатлениями и пожеланиями. Одним из самых полезных элементов программы, по отзывам будущих социальных предпринимателей, оказалась возможность создать в рамках курса собственный бизнес-план. «Для дальнейшей социальной деятельности важно было структурировать информацию, - делится Снежана Деменова (Проект для подростков: «Центр личностного развития и образования ЛИРО»). – Мой проект был на уровне идеи, а после курсов я смогла воплотить эту идею в полноценный бизнес-план, с которым можно смело идти к инвесторам».
Огромным плюсом программы и студенты, и создатели курса считают изучение готовых социальных проектов и возможность общения с уже состоявшимися предпринимателями. Для многих новичков эта опция - принципиально важная для построения их социального бизнеса.
«Мне очень запомнилось первое домашнее задание, в котором нас попросили изучить проекты, аналогичные нашим – делится Дмитрий Лоханский (Проект для детей: центр обучения интерактивной анимации «Кодабра». – Они зарядили нас позитивом! Мы увидели, что конкретно люди могут сделать в области образования, и сразу захотелось сделать что-то столь же значимое. Опыт других организаций и возможность общения с уже успешными руководителями проектов очень важен для начинающего предпринимателя».


Хорошо, но мало

Лекции по юридическим аспектам социального предпринимательства были введены в программу курса как вспомогательные. Однако, как показала практика, для студентов этот блок информации оказался не менее значимым, чем основной модуль: он помог понять саму суть социальной деятельности.
«Для меня самым важным было осознание того, чем отличается социальный бизнес от других близких понятий, например, таких как волонтерство или социальный активизм, - говорит Артур Рыкалин (Сельскохозяйственный проект «Народное здоровье»). - Данный вид предпринимательства – это очень четкие параметры, после осознания которых становится понятно, в каком направлении нужно двигаться дальше».
Одним из основных недочетов курса студенты назвали его… краткосрочность: «хорошо, но мало» – вздыхали многие слушатели. На самом деле, уложить в полтора месяца столь обширный пласт информации крайне сложно. «Мы были вынуждены провести курс всего за полтора месяца. Но таковы были обстоятельства преподавания в Высшей школе экономики, - комментирует Екатерина Бесшапошникова. – Разумеется, из-за плотного графика - 2 лекции и 2 практических занятия в неделю, - студенты часто не успевали делать домашние задания. В дальнейшей работе мы постараемся учесть все пожелания нашей аудитории».


Саду-цвесть!

Сейчас в Лаборатории социального предпринимательства почти завершена работа над следующим курсом лекций, который будет направлен на конкретную ветвь социального бизнеса – дошкольное образование. Студенты смогут изучить все стадии запуска дошкольного предприятия, начиная от выбора помещения, заканчивая подбором персонала. Этот курс лекций, в отличие от первого, будет дан уже на платной основе.
«Мы планируем запустить как очный курс для жителей Москвы, так и «дистанционку» для жителей других городов, - делится своими планами руководитель проекта Станислав Заботин. - Программа будет рассчитана на людей, которые уже четко осознали, что хотят заниматься социальным бизнесом, и видят себя в его конкретной отрасли».

Автор: Алина Хохрякова

Дата публикации: 10 июня 2014



 924   15  
Вам может быть интересно