Ясность слова в темноте

В середине февраля в Москву приехал социальный предприниматель профессор Андреас Хайнеке, чья компания DIALOGUE SOCIAL ENTERPRISE ("Социальное предприятие диалог")  успешно работает в 34 странах, и в январе 2012-го бизнес-тренинги DIALOGUE IN THE DARK BUSINESS WORKSHOPS пришли в Россию.   11 февраля в "Школе управления Сколково" состоялась открытая лекция профессора “Мифы и реальность социального предпринимательства”, 13 февраля прошел пилотный бизнес-тренинг "Диалога". Редактор Дарья Осина отправилась на мероприятия и делится с читателям портала уникальными впечатлениями.

"Мифы и реальность социального предпринимательства"

Первая часть лекции – развенчание мифов. Факты выглядели ошеломляющими: 7 миллионов людей не имеют крыши над головой, 2,5 миллиарда живут без доступа к воде и не имеют туалета, 40 000 детей каждый год умирают от голода, 1,4 миллиарда живут на 1,25 доллара в день. При этом общество потребления тратит огромные средства на приобретение товаров и услуг – поверьте, эти цифры недостойны быть названными в этой статье.

Лекция Андреаса Хайнеке прошла в секторе "Индия"
На декоратинвые светящиеся колонны дизайнеры "Сколково" поместили краткое описание MBA-программ 
Эко-дизайн "Сколково"
Что симполизирует фигура красного человека, дизайнеры оставили за скобками...

Профессор Хайнеке также рассказал о двух самых известных фондах поддержки социальных инициатив и социальных предпринимателей в мире – это Фонд Билла Дрейтона “Ашока”, США, и Фонд поддержки социальных предпринимателей Клауса Шваба, Швейцария. “Ашока” поддержал за время своего существования 3000 социальных предпринимателей, Фонд Шваба – 800 проектов. Андреас Хайнеке – дважды лауреат премии Фонда Шваба за свой проект “Диалог в темноте”, призванный разрушить стереотип восприятия незрячих людей в мире.

“Меня часто спрашивают, почему и как я решил основать такую необычную компанию ("Социальное предприятие диалог" - это "Диалог в темноте", Dialogue in the dark, и "Диалог в тишине", Dialogue in silence). Я долго думал над этим вопросом и вспомнил несколько ситуаций, которые случились со мной в жизни и перевернули мое сознание. Когда мне было лет 8-9, я впервые испытал боль. Это была не физическая боль, а скорее, душевная. Одного мальчика в моем дворе все время обижали сверстники, над ним смеялись и потешались. И мне было ужасно стыдно за самого себя, за то, что я не мог преодолеть страх и вступиться за этого безобидного мальчишку. Это был первый поворотный пункт в моей биографии. Через несколько лет, когда мне было уже 13, я испытал шок. Я вырос в Германии, в обычной семье среднего класса. Однажды я увидел по телевизору документальную ленту о том, как евреев сгоняли в поезда и вывозили из страны. И я спросил маму, зачем солдаты делали это и куда увозили людей. Мама заплакала: ее родители-евреи пали жертвами этих репрессий. Но мой папа евреем не был, и получалось, что в моей семьи, с одной стороны, были убийцы, а с другой – жертвы. Осознание этого изменило всю мою жизнь. И еще одна эмоция, которая повлияла на мой жизненный путь, – смущение. Однажды в качестве корреспондента одного издания я должен был взять интервью у незрячего мужчины. Каково же было мое удивление, когда я пришел к нему домой и увидел перед собой рослого мужчину, такого здоровяка, что я даже сразу и не понял, что он меня не видит, и даже спросил, где же тот, у кого я должен взять интервью… В тот момент я понял, что мой стереотип – что все незрячие нуждаются в помощи и сочувствии – был разрушен раз и навсегда. Незрячие люди на самом деле не меньшинство. На Земле 130 миллионов слабовидящих людей, 40 миллионов из них – незрячие.

Андреас начинает лекцию.
Сравнительная таблица: бизнес vs социальное предпринимательство.
Топ-10 социальных предпринимателей: Билл Дрейтон, Ашока (в центре), Барт Ветйенс  (HeroRats, Бельгия), Trishla Jasani (Childline, Индия) и другие.
Идеальный мир Андреаса.

Так как же я решил основать “Диалог в темноте”? Идеи не возникают на пустом месте, должна быть личная, прожитая тобой история, которая спустя годы вырисовывается в некую идею. Однажды в темной комнате я вдруг почувствовал, как мысли мои унеслись куда-то далеко… И вдруг: вот оно! Я почувствовал себя ослепшим. И я понял, какую историю хочу рассказывать людям.

Я должен признаться, что не умею долго почивать на лаврах: проект завершен, и я очень быстро начинаю чувствовать неудовлетворенность и понимаю – нужно достичь больших результатов. Вот и немецкий экзистенциалист Мартин Бубер говорит, что единственный способ чему-то научиться – это находиться в постоянной готовности к неожиданности, быть все время начеку. Эти 24 года, что существует “Диалог в темноте”, я нахожусь именно в таком состоянии. В 2011 году наше социальное предприятие стало абсолютно прибыльной компанией. При этом я, основатель и главный вдохновитель “Диалога”, по образованию не экономист, и я каждый раз удивляюсь: как, мы еще на плаву?! Между тем “Диалог в темноте” растиражирован в 170 городах – в 34 странах. Мы дали работу 7000 человек, и за 24 года существования у нас побывало 7 миллионов посетителей. Сегодня у нас работает 18 выставочных залов, где мы доказываем всем посетителям: незрячие люди прекрасно ориентируются в мире, они не нуждаются в жалости и готовы стать полноценными членами общества. Мы погружаем посетителей в полную темноту и ведем по выставке – по лесу, через мост, долго-долго, чтобы каждый человек мог прочувствовать и понять, как окружающую действительность воспринимает незрячий, понять и испытать новые ощущения. Я знаю, что люди пока не научились позитивно воспринимать незрячих. Нам, работающим в “Диалоге в темноте”, хочется избавить людей от стереотипов и дать обществу новое понимание мира незрячих, а тем, кто работает в “Диалоге в тишине”, – мира глухих.

Для социального предпринимателя деньги – это просто энергия, она необходима для того, чтобы креативность могла выжить. Для меня, как для социального предпринимателя, нет полного решения социальной проблемы, нет окончания, некоего предела совершенству. Как только я достигаю результата, чувствую пустоту внутри и понимаю: я должен сделать больше!

Бизнес-тренинг в темноте

Помимо выставочных экспозиций “Диалог в темноте” проводит бизнес-тренинги, которые теперь открываются и в Москве. Нам удалось побывать на одном из пилотных тренингов 13 февраля.

На пилотный тренинг собрались известные немецкие журналисты, молодые германоведы - студенты Свободного русско-германского института публицистики при журфаке МГУ, зарубежные ученые. Фирменные цвета "Диалога в темноте" - в яркой красно-оранжевой гамме. Менеджер Ольга объясняет, что трость необходимо надеять на запястье, чтобы не потерять в темноте. Водить не отрывая от пола, чтобы не задеть рядом стоящих людей - правило темноты. Рано утром группа участников собралась на улице Бахрушина на один из первых бизнес-тренингов DIALOGUE IN THE DARK BUSINESS WORKSHOPS (проект DIALOGUE SOCIAL ENTERPRISE реализуется в России компаниями "Маркеткомпас" и "РУССКИЙ КОНСАЛТИНГ"). Опаздывать нельзя – в 9 людей уведут в темноту… Перед началом в светлом фойе на фоне плотного черного бархатного занавеса на дверном проеме менеджер Ольга встречает всех и кратко рассказывает, как вести себя в темноте. Нам раздают трости для незрячих и учат, что надо обязательно повесить ее на запястье, чтобы не потерять, водить, не отрывая от пола, чтобы не задеть и не ударить рядом стоящего человека, идти, ведя правой рукой по стене. Ольга приоткрывает бархатный занавес, и мы ныряем в темноту. Ориентироваться на ощупь и голос оказывается не так-то страшно, как будто снова становишься маленьким и играешь в какую-то игру, понимая, что скоро она закончится. Но дальше, на протяжении двух часов твое сознание переворачивается, и на свет ты выходишь заново повзрослевшим и даже немного другим: с пониманием, что слышать людей – очень сложное умение, что понимание человека часто оказывается мнимым, а визуальное восприятие наверняка обманчиво. В течение двух часов команда “Диалога в темноте” предлагает вам решить несколько заданий, разбив людей по группам. Группа – маленький аналог компании, где для успешного выполнения очень простого задания надо работать слаженно, грамотно: каждому выбрать себе роль (кто – лидер, кто – послушный исполнитель), действовать спокойно и быстро, договориться о стандартах, найти взаимопонимание и т. д. и т. п. Эти общие слова, обычно транслирующиеся во всех компаниях как корпоративная культура, для команды людей, попадающих в темноту, оказываются на вес золота. Не буду раскрывать всех тайн и подробно рассказывать, какие три или даже четыре задания мы выполняли в темноте. Скажу только, что единственное, что оказалось одинаковым у всех участников нашей команды, стало унифицированным стандартом, от которого мы смогли оттолкнуться как от общей точки опоры, стала… веревочка от трости. Маленькая, простая и одинаковая, она связала нас и помогла договориться. Через два часа, когда мы уже привыкли ориентироваться в темноте, стали лучше друг друга слушать и слышать, определились с лидером и нашли уникальный принцип – не бояться отдавать инициативу руководить выполнением задания тому, кто чувствовал в себе силы, что сможет справиться с заданием лучше всех… Вдруг настала пора включать свет, и еще два часа мы провели с бизнес-тренером, анализируя свое поведение, принятые решения и совершенные ошибки. Поделюсь только одним: когда нас попросили всего лишь разлить себе чай-кофе, нарезать торт, взять себе приборы и посуду, словом, устроили кофе-брейк в темноте, я прониклась невероятным уважением ко всем слабовидящим или совсем незрячим людям. Для меня это было самое простое и одновременно самое сложное задание.

Андреас Хайнеке, основатель DSE, и Тобиас Райзнер, генеральный директор компании "Маркеткомпас", которая на основе лицензионного соглашения реализует проекты DIALOGUE IN THE DARK BUISENESS WORKSHOPS, Dialogue in the Dark и Dialogue in Silence в России, Украине и Казахстане.
Профессор Андреас Хайнеке верит, что можно разрушить стереотипное восприятие незрячих людей и воспитать к ним позитивное отношение.
Янина Урусова, заместитель генерального директора компании "Маркеткомпас", и Даниэла Димитрова,  международный тренер DSE. В течение двух часов в темноте мы, сидя в кругу за столом и выполняя задания, нервничали, старались справиться с волнением, сосредоточиться, собраться, наш пульс бился то быстрее, то медленнее, а за выполнением заданий следила наставник Татьяна, спокойным голосом направляла нас, слепых котят, не боясь темноты, готовая отозваться и прийти на помощь в любой момент. Говорят, что даже через пять лет участники бизнес-тренинга “Диалога в темноте” помнят имя своего наставника. Думаю, что не только имя, но и то чувство восхищения и уважения, которые неожиданно для себя испытали люди к незрячему, такому самостоятельному и уверенному в себе человеку.

Welcome to Moscow, DIALOGUE IN THE DARK BUSINESS WORKSHOPS. We wish you success with all our heart!



Официальный сайт бизнес-тренингов в темноте DIALOGUE IN THE DARK BUSINESS WORKSHOPS http://dialogue-workshops.ru
Отзывы о “Диалоге в темноте” вы можете прочесть здесь.
До конца февраля на бизнес-тренинги действует скидка! 
О “Социальном предприятии Диалог”


 

Дата публикации: 20 февраля 2012

#диалог в темноте #андреас хайнеке #сколково #бахрушина

 915   50  
Вам может быть интересно