Социальный контракт поможет уйти от социального иждивенчества?

Об этом в ходе круглого стола "Социальный контракт как инновационная технология борьбы с бедностью", который состоялся 15 сентября в Институте переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы соцзащиты Москвы, сообщила член-корреспондент РАЕН, действительный государственный советник РФ Галина Климантова. По ее словам, система социального контракта направлена на преодоление социального иждивенчества, так как дает возможность малообеспеченным гражданам с помощью "стартового капитала" или профессионального потенциала изменить свое материальное положение.

Социальный контракт, или договор социальной адаптации, заключается между органами соцзащиты и получателями адресной социальной помощи. В договоре прописывается, что будет делать каждая из сторон, чтобы изменить сложившуюся ситуацию (плохое материальное положение получателя адресной социальной помощи). Наличие социального контракта поможет осознать малообеспеченным гражданам, что если у общества есть обязательства по отношению к ним, то и сами они должны оказывать обществу посильное содействие.

По мнению эксперта, в долгосрочной перспективе договор социальной адаптации поможет сделать малообеспеченных граждан финансово независимыми благодаря получению достойно оплачиваемой работы. Поучаствовать в программе могут малообеспеченные семьи или одинокие граждане, "имеющие определенный трудовой и/или имущественный потенциал". Под трудовым потенциалом понимаются не работающие или работающие неполное рабочее время члены семьи трудоспособного возраста, а под имущественным – наличие участка земли, второго жилья, автомобиля, гаража и т.д.

По словам эксперта, при оказании адресной помощи этим категориям граждан социальный контракт заключается в обязательном порядке. Это позволит органам социальной защиты отследить случаи, когда в обратившихся за помощью семьях присутствует скрытая занятость, и на деле в помощи они не нуждаются. Кроме того, условия предоставления адресной социальной помощи и ее объем не должны провоцировать иждивенческие настроения, особенно в семьях, где есть трудоспособные члены семьи.

Как сообщила в интервью корреспонденту Агентства социальной информации профессор Института экономики РАН, специалист в области социальной политики и уровня жизни населения Людмила Ржаницына, сама идея социального контракта заключается в том, чтобы государство и социальные службы помогали нуждающимся встать на ноги. Но социальный контракт нельзя навязывать каждой малообеспеченной семье, обратившейся за социальной поддержкой. "Для начала нужно изучить ситуацию в конкретной семье, ее возможности. К примеру, одним необходимо вылечить кормильца от алкогольной зависимости, другим - помочь устроиться подростку на работу, третьим - помочь матери ухаживать за детьми или получить квалификацию", - отметила Л. Ржаницына.

При этом она считает, что желание заключить социальный контракт должно быть взаимным. Нужно заключать его только с теми, кто действительно этого хочет и способен выполнять. Также условия контракта должны зависеть от конкретной жизненной ситуации и местности. Тогда у людей возникает шанс, опираясь на собственные силы и при поддержке специалистов (не только соцзащиты, но и других органов социального управления), попытаться выйти из трудной жизненной ситуации.

"Если заключение социального контракта станет для них обязательным условием получения социальной помощи, эта система может стать способом формально отказывать людям в пособии и других видах социальной поддержки, независимо от конкретных обстоятельств", - подчеркнула эксперт. По ее словам, учитывая усложнение обязанностей по контрактной системе, для эффективной работы программы необходимо обучать специалистов тому, как сопровождать семьи, нуждающиеся в социальной адаптации, включая знание психологии, педагогики, законодательства. Ведь им придется иметь дело с процессами трудоустройства, условиями регистрации индивидуальной деятельности или малого предпринимательства, оказания медицинской помощи, вопросами образования.

"При этом контракт не может быть слишком формализован (ориентироваться только на бедных), надо помогать и тем, кто живет выше формальной черты бедности, но явно находится в трудной жизненной ситуации. Это и студентка, решившаяся на аборт, ибо ей жить негде; семья, где алкоголик – отец зарабатывает, но нормальной жизни нет, или мать-одиночка не справляется с трудным подростком, его надо устроить в кадетское училище", - подчеркнула Людмила Ржаницына.

Таким образом, нужен принципиально новый и комплексный подход к социальной работе. По мнению эксперта, она должна выйти за рамки оказания денежной или натуральной помощи. И быть в основном нацелена на индивидуальные социальные услуги по решению проблем, которые люди преодолеть самостоятельно не могут. Поэтому эксперт назвала "несимпатичными разговоры об экономии средств на малообеспеченности".

В РФ нет таких социальных выплат, которые, как в развитых странах, позволяют жить безбедно на пособие. Л. Ржаницына считает неверным заявления ряда ученых о получении у в России социальных выплат и услуг "небедными гражданами". Просто здесь включаются поступления по социальному страхованию, а они, естественно, зависят от заработной платы, в отличие от затрат бюджета.

Что касается помощи по бедности, то, по словам Ржаницыной, на практике ее оказывают семьям, доход которых ниже даже части прожиточного минимума (от 7 до 70% по регионам). Хотя согласно ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ" каждая семья (отдельно живущий гражданин, у которого нет такого душевого дохода), имеет право на поддержку государства.

"В этом смысле система социальных контрактов входит в противоречие с действующим законодательством. Поэтому она должна быть использована исключительно на добровольной основе, как это сейчас обещали делать в Москве, видимо, понимая, что отказ бедным в помощи носит характер дискриминации", - подчеркнула эксперт.

Справка:

Реализация программы социального контракта проводится на основании Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31 мая 2010 года N399 "О проведении в ряде субъектов РФ эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта", постановления мэра Москвы от 5 апреля 2011 года N100-ПП "Об организации проведения эксперимента в городе Москве по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта". А также постановлений правительств субъектов РФ, участвующих в данном эксперименте. Он проходит в 17 субъектах РФ, включая Москву (Центральный, Северо-Восточный и Южный федеральные округа).

Источник: АСИ

Дата публикации: 18 сентября 2011

#социальный контракт #малоимущие #труд #господдержка

 373   169  
Вам может быть интересно