5 векторов развития экобизнеса

2017 год объявлен Годом экологии в России. Запланированы мероприятия и программы поддержки экологических инициатив. Для социальных предпринимателей  такое внимание к экосфере — особый шанс. Ведь запуск зеленого бизнеса — отличный способ связать заботу о будущем планеты со своим предпринимательским духом и тем самым выиграть вдвойне. Действующие экопроекты можно найти в Банке социальных идей. На примере лучших из них мы определили 5 основных направлений, в которых могут развиваться те, кто начинает свой экобизнес. Ведь учиться следует на чужих ошибках, а еще лучше — на чужих успехах.

Переработка вторсырья

40 миллионов тонн твердых бытовых отходов образуется в России каждый год. Переработка и эффективное использование ресурсов не просто неотъемлемая  часть защиты окружающей среды, но и крайне емкий сектор рынка экологических проектов. Выстраивая свой бизнес на производстве товаров из уже использованных материалов, вы сможете снизить издержки на покупку ресурсов и за счет экологической составляющей повысите покупательскую привлекательность продукта.

Система сбора и переработки вторсырья ООО «Картон Черноземье», город Семилуки, Воронежская область

Социальное предприятие Игоря Забоева и Петра Бойкова уже более семи лет занимается переработкой твердых бытовых отходов в городе Семилуки Воронежской области. Начав со сбора картона в 2009 году, сегодня ООО «Картон Черноземье» запускает экологически безопасную систему утилизации полимерных материалов. Бизнес-механизм включает в себя сбор, сортировку, очистку и финальную переработку отходов в гранулированный полуфабрикат пластика.

В 2016 году проект был повторно поддержан Фондом «Наше будущее» и получил беспроцентный заем на развитие предприятия.

Завод по переработке автошин ООО «Амиго-Сервис», город Нижний Новгород

Завод «Амиго-Сервис» занимается комплексной переработкой использованных автомобильных шин, превращая отходы в востребованную на рынке продукцию. В основе проекта — инновационная линия переработки сырья и особые ножи, которые эффективно измельчают покрышки в резиновую крошку трех фракций. Основной доход поступает от продажи этой крошки. Она активно используется в дорожном строительстве и автопроме, для просыпки футбольных полей и для изготовления бесшовных покрытий для детских и спортивных площадок. Сегодня мощности завода позволяют перерабатывать до 200 грузовых шин в день (6 тонн резиновой крошки), которые «Амиго-Сервис» получает по договору с шиномонтажами и от частных сборщиков. Кроме того, благодаря запуску проекта в Нижегородской области было ликвидировано несколько несанкционированных свалок автомобильных шин.

Проекты для премиального сектора

Проект в области экологии может быть успешен и у весьма узкой аудитории. Изучите потенциальный рынок сбыта вашей продукции и выявите наименее охваченную и в то же время платежеспособную часть аудитории. Нередко для малого бизнеса к такой аудитории можно отнести потребителей с высоким уровнем дохода. Как правило, они готовы доплачивать за нематериальные качества продукта, к которым смело можно отнести экологическую составляющую. Кроме того, звездные клиенты — всегда дополнительный бонус с точки зрения продвижения в СМИ и «сарафанного радио».

Супермаркет здоровых продуктов «Город-Сад», город Москва

В прошлом году в центре Москвы, по соседству с премиальными магазинами одежды и ресторанами на Патриарших прудах открылся магазин «Город-Сад».  Ассортимент нового супермаркета здоровой еды — фермерские, российские и сертифицированные импортные биопродукты. В основе бизнеса — прямые договоренности с российскими фермерами и собственное производство здоровой, экологической продукции на месте продажи. Целевая аудитория — жители района Патриарших прудов, среди которых немало «звездных» личностей. Отсюда дополнительный интерес со стороны медиа, популярные публикации в социальных сетях. Внимание к проекту положительно сказалось на бизнесе — он растет. За несколько месяцев открылось еще два «Города-Сада», а благодаря запущенному сервису доставки клиенты получили возможность заказывать любимые фермерские продукты на дом.

Интернет-магазины с экологической продукцией

Размещайте свои проекты в интернете. Так вы увеличите число потенциальных посетителей и снизите издержки для аренды помещений и найма дополнительных сотрудников. Особенно актуален такой принцип для интернет-магазинов с широким ассортиментом продукции. Сократив затраты на размещение и оборудование дорогостоящих точек продаж, можно направить средства на расширение ассортимента, аренду соответствующих складских помещений и налаживание оперативной системы доставки товаров.

Интернет-магазин «И-МНЕ», город Москва

Интернет-магазин «И-Мне» позиционирует себя как магазин «настоящей еды». Для онлайн-заказа доступны свежие овощи и фрукты, сладости, хлебцы, пророщенные семена, масло, а также биокосметика и средства гигиены. Проект нацелен на всю Россию и часть украинских городов. Активно развиваться на региональном уровне позволяет механизм франшизы — желающие открыть филиал интернет-магазина в своем городе могут ознакомиться с условиями на сайте и задать все интересующие вопросы в специальной онлайн-форме. Даже на этом этапе владельцы проекта позаботились о высокотехнологичной составляющий процесса.

Дополнительную аудиторию в местах открытия новых филиалов авторы проекта привлекают за счет интернет-журнала. Он был запущен параллельно с онлайн-магазином и регулярно публикует информативные статьи и тематические новости на тему экологически чистых продуктов и здорового образа жизни.

Инклюзивный туризм

Россия — страна, обладающая громадным и практически нераскрытым потенциалом туризма — как внешнего, так и внутреннего. Это та сфера, которая помогает выстраивать прибыльный бизнес, привлекать инвестиции и создавать рабочие места на удаленных территориях, в небольших городах и поселках, и решать важную гуманитарную задачу — знакомить россиян и зарубежных гостей с природой и разнообразием России. Особая миссия — экотуризм и инклюзивный туризм. Это и новые возможности для развития туристических предприятий, и новые целевые аудитории, и важный шаг на пути к решению социальных проблем и интеграции всех групп населения в активную жизнь.

Туристическая компания «Интегра-Тур», город Казань

Специализированная туристическая компания «Интегра-Тур» организует поездки для людей с ограниченными физическими возможностями. Главная задача проекта — сохранить доступность услуг и приемлемый уровень цен для своих клиентов. Для этого авторы идеи составляют индивидуальные туры с акцентом на безбарьерной среде. Туристам гарантировано профессиональное сопровождение, беспрепятственное передвижение по мере осмотра природных достопримечательностей и размещение в комфортабельных гостиницах. В итоге предприятие получает потенциально лояльную аудиторию клиентов, работает в сфере повышенного спроса и недостаточного предложения услуг и тем самым значительно выигрывает у коллег по высококонкурентному туристическому рынку.

Мультифункциональные комплексы

Имея свою аудиторию, заинтересованную в защите окружающей среды, расширяйте спектр услуг, которые вы можете ей предложить. Постоянные клиенты уже лояльны к вашему проекту, а значит, готовы к затратам на новые продукты или услуги. Добавляйте увлекательные лекции к продаже экопродукции, обучайте ремеслу в ходе познавательных туров, займитесь производством новой категории товаров из своего сырья — спектр возможностей безграничен, главное — найти специалистов и энтузиастов экотемы.

Экоферма «Коновалово», Московская область

Самый яркий пример совмещения нескольких видов услуг в рамках одного направления — экологические рекреационные проекты с разнообразными возможностями для досуга. Одно из таких начинаний — подмосковная экоферма «Коновалово», раскинувшаяся на площади 4 гектара. На отдаленной от промышленных центров территории разместилась сама ферма и несколько объектов для отдыха гостей, включая мини-отель бизнес-класса, экологическую баню и даже экоресторан. Благодаря совмещению «модного» экологического направления с широким спектром качественных услуг, «Коновалово» стала популярной. Число гостей, готовых приехать за 120 км от Москвы, чтобы прикоснуться к природе и внести частицу своего труда и заботы в развитие настоящей фермы, растет с каждым месяцем.

Автор: Анастасия Сухорослова

Дата публикации: 7 декабря 2016

#истории успеха

 478   74  
Вам может быть интересно