Бизнес-леди: Екатерина Матанцева откровенно о личном и деловом

Екатерина Матанцева – воплощение хрупкости, изящности, женственности и… стального стержня, какой был у леди Тетчер. Ее компания красоты mi&ko начиналась на обычной кухне в городе Кирове, где Екатерина готовила итальянские десерты и варила мыло для подружек. Сейчас в ассортименте mi&ko 450 видов натуральной косметики, которые поставляются в 114 городов России и страны СНГ, большое производство и своя лаборатория, где создают и тестируют формулы, которые опережают европейские разработки.

О розовых очках и мечтах, о мужчине и женщине, о том, что стало с маленьким мальчиком, который когда-то пролепетал, не выговаривая букву "л": "мамино мылко", –дав таким образом название бренду, – рассказала "Новому бизнесу" Екатерина Матанцева.

Розовые очки, "химия" и немного судьбы

"Я работала со второго курса университета, а после окончания вуза я мечтала получить работу в очень крутом кировском рекламном агентстве. Хоть бесплатно работать, лишь бы взяли. А когда зашла на сайт вакансий, ура, им как раз требовались сотрудники. И такие счастливые совпадения бывают в моей жизни довольно часто. Я не думаю, что это судьба. Скорее, я просто умею слышать себя и свои желания", – рассказывает Екатерина Матанцева.

Из агентства она ушла в декретный отпуск, и в этот момент муж остался без работы. Успешная предпринимательница, построившая с нуля маленькую империю красоты, вспоминает, как было тяжело, как ездили в гости к родителям, просто чтобы покушать, как не было возможности одеть ребенка…

И все время билось навязчивое желание открыть свой бизнес. Но какой? Во время декрета Екатерина смотрела блог, посвященный итальянской кухне, и параллельно делала мыло для себя и для подруг. Потом стала изучать состав косметических средств и средств бытовой химии. Оказалось, что в большинстве содержатся продукты нефтепереработки. В 2009 году на полках магазинов стояла сплошная "химия", как тогда говорили. Натуральных средств практически не было.

"И когда сыну исполнился год, я поняла, что из декрета пойду в свой бизнес, – продолжает социальный предприниматель. – И это будет бизнес натуральной косметики. Мне казалось, что потребителей, которые, как и я, выбирают натуральное, будет много. Это была моя ошибка. Потому что рынка косметики с приставкой "эко" в России почти не было. На Западе в двухтысячных годах его емкость была 20%, в России – максимум 1,5%. И речь идет о Москве, а никак не о Кирове. Люди предпочитали доступные товары, а качественное и натуральное дешевым быть не может. Мне же хотелось сделать полностью натуральный продукт".

Технологи индустрии красоты советской школы не верили, что в принципе возможно создать продукт, в котором будут натуральными даже консерванты. Лаборатория mi&ko, по словам Екатерины, сумела это сделать. Но до этого было еще далеко, сначала нужно было встать на ноги.

Переговоры и капелька везения

Екатерина настолько верила в свое дело, что увлекла им и родителей. Папа отвечал за техническую часть и логистику, мама занималась управлением, а сама Екатерина – производством и продвижением.

Запуск первой линейки состоялся в 2010 году. Продажи шли через сайт Екатерины и на мероприятиях для любителей экокосметики. Мини-производство быстро вышло на самоокупаемость. Попытка модернизировать производство чуть не обернулась катастрофой. Дорогое новое оборудование, в которое было вложено несколько миллионов, оказалось ржавым и испорченным. Причем вернуть его возможности не было. Пришлось хрупкой девушке договариваться с недовольными кредиторами, арендодателями… Тогда семья мобилизовалась, вложила последние деньги и смогла выпустить новую линейку продукции на старом производстве.

Другой сложный момент компания пережила в 2018 году. Чтобы выполнить заказ крупной федеральной сети пришлось вложить в него всю прибыль, оплата же пришла спустя полгода, и их нужно было как-то пережить.

"Мне казалось, что осталась только я одна, многомиллионные долги и обиженные поставщики, – говорит Екатерина. – С тех пор я верю в силу переговоров, тем более за ними мы проводим до 60% нашего времени. Это ведь не только финансовые переговоры, но и с сотрудниками, с семьей, с друзьями. А еще верю в чуточку везения, которая необходима каждому предпринимателю".

Ориентир – будущее

Екатерина часто выступает на конференциях, рассказывая о натуральной косметике, об экологичном бизнесе и устойчивом развитии. По ее словам, как минимум пять российских брендов были вдохновлены примером mi&ko."Мы меняем мир. Мы не только пропагандируем "здоровую" косметику, но и вдохновляем конкурентов ее производить. Мы заставляем задуматься людей об экологии, о "чистом" производстве и продуктах, которые не наносят вреда ни потребителю, ни нашей планете, которую мы однажды передадим нашим детям", – говорит Екатерина.

Для нее "эко" – это не просто лейтмотив бренда или модное слово, это скорее философия жизни и производства. Коробки – из переработанного картона. Упаковка – не наносит вреда окружающей среде, либо ее вовсе не используют. Стеклянные перегородки на производстве – чтобы как можно меньше потреблять свет. В чанах – рециркуляция воды. Цель – сделать так, чтобы ни одна молекула не попадала на свалку.

За 12 лет рынок натуральной косметики в России вырос на 20%. Но далеко не все производители ведут себя честно. Используя слова "эко", "натуральное", "органик", некоторые в состав добавляют синтетические вещества.

"Например, минеральные масла удешевляют продукт и увеличивают срок годности. Они создают на коже пленку, которая не пропускает кислород. Знаете, как бывает, когда наносишь на кожу дешевый крем, он вроде бы впитывается, а кожа быстро сохнет и трескается... Это потому что кожа не дышит, – рассказывает предприниматель. – У крупных компаний стоит задача произвести как можно больше товара. У небольших, которые только завоевывают рынок, на первом месте – благополучие потребителей".

Компания Екатерины Матанцевой готова бросить вызов европейскому рынку. По ее словам, это парадокс, но в Старом Свете новаторских разработок нет. "Вы бы знали, какие там скучные формулы! Простейший состав косметики за 100 рублей, – говорит она. – Наверное, все дело в том, что там технологи времен 80-х годов. Они остановились в развитии, конкуренции нет. А мы же сейчас работаем на опережение".

Так, mi&ko смогли разработать солнцезащитный крем без диоксида титана, который в прошлом году был признан в Европе небезопасным.

"Если ты производишь то, что хотят все, ты уже опоздал, копируешь других – опоздал, но если ты делаешь то, что будет востребованным через 10 лет, тогда ты соответствуешь тенденциям рынка", – считает предприниматель.

Компания собирается выращивать часть сырья для своей продукции в Кировской области. Сейчас идет подготовка земли на полях.

Внезапно огурцы

Время самоизоляции – производство при коронавирусе не останавливалось – совпало с новым декретным отпуском Екатерины. "За это время, хотя малышка часто капризничала и не хотела спать, а я работала дистанционно, мы выпустили на рынок 20 новых товаров. Хотя обычно за аналогичное время мы выпускаем максимум шесть товаров! Наверное, если бы дочка еще и спала, мы бы в космос улетели", – смеется Екатерина.

Она рассказывает, как давно ждала эту девочку. Но с первым мужем они расстались, когда сыну было шесть лет.

"Я смирилась, нарисовала себе такой сценарий: сын поступает в вуз и будет управлять компанией, а я поеду в Париж учиться на парфюмера. И тут сын заявляет: "Мама, я хочу быть блогером, роди себе дочку и передай бизнес ей". И через год рождается моя девочка! Другое дело, что ее папа, которого я считала мужчиной мечты, испарился до ее рождения. Но я благодарна ему за это. Металась бы из города в город, мучилась, а так я сразу знала, что могу рассчитывать только на себя. У меня коллектив 100 человек, я не могу их подвести", – говорит предприниматель.

А недавно сын заявил, что передумал быть блогером, а хочет выращивать огурцы на участке, который семье дадут после рождения третьего ребенка. Кто знает?

"Сейчас грань между женским и мужским предпринимательством стерлась. Может быть женщина с агрессивным мужским характером, а может быть очень творческий мужчина-руководитель. Бизнес – это не про гендерное различие, это про ответственность, – говорит Екатерина. – Тот, кто собирается открыть свой бизнес, должен понимать: готов ли он брать кредиты, вести команду и оберегать ее, справиться, если будут жестко прессовать. Женщинам-предпринимателям я могу дать только свой рецепт. Занимайтесь тем, что вас вдохновляет, а остальное делегируйте. Радуйте себя. Проснулись – порадуйте себя завтраком. А вечер пятницы – это время свиданий. И неважно – с мужчиной, с ребенком или с собой. Главное, чтобы каждая женщина-предприниматель привела себя в ресурсное состояние и вспомнила, что она прежде всего женщина".

Кстати, Екатерина Матанцева стала героиней книги "Дельфины капитализма 2.0. Еще 8 историй о людях, которые сделали все не так и добились успеха", которую выпустил Фонд "Наше будущее" совместно с Лабораторией "Однажды".

Фото предоставлено Екатериной Матанцевой

Автор: Наталия Гладкая

Дата публикации: 17 августа 2020

#екатерина матанцева #мико #производство экологически чистых продуктов

 291   4  
Хочешь получать свежие новости?
Подписаться
Вам может быть интересно