"Солнечная" Индия

Наш корреспондент Екатерина Халецкая отправилась в поездку по Индии, где знакомится  с местными соцпредпринимателями. Публикуем ее рассказ о первых знакомствах.

Первая организация, которую мы посетили в Дели, называлась D-light design.

Офис D-light выглядит вполне  обычно: кабинеты руководителей, несколько переговорных и открытое пространство. Продукт, производимый компанией, тоже на первый взгляд вполне обычный: лампы, работающие на солнечной энергии. О подобных лампах я слышала и ранее: они особенно полезны в деревнях, где в основном используется керосин – дешевый, но вредный для здоровья.
За несколько часов, проведенных в офисе d-light, я посмотрела на «солнечные» лампы другими глазами.
История d-light началась с путешествия Сэма Голдмана в индийскую деревню, в которой 80 миллионов человек вынуждены использовать керосин в своих домах для приготовления пищи, чтения и других домашних дел. Сэм решил провести эксперимент и создать лампу по цене, не намного превышающей керосин, и с освещением лучшего качества.
Теперь лампы d-light design продаются по цене от восьми долларов США и работают до восьми часов подряд. Существуют три основных типа ламп: маленькая подвесная (восемь долларов США), среднего размера настольная (десять долларов), и крупная лампа-фонарь для огорода/большого помещения (30 долларов).

Идея отличная, однако лампы подолгу не находили своих покупателей и оставались в местных магазинах в большом количестве. Продавец в магазине мог потратить на разговоры о «солнечных» лампах с покупателями несколько часов и при этом продать всего 2-3 лампы в день. Люди не доверяли новому продукту, а продавцы не могли объяснить все его преимущества. Неудивительно, что в какой-то момент магазины перестали заказывать лампы d-light, и продажи компании начали падать. Даже открытые демонстрации ламп в деревне перестали приносить должный эффект. Более того, если кто-то из жителей покупал лампу d-light и только начинал ее использовать (не освоив всех преимуществ), они старались скрыть ее истинную цену от своих соседей, опасаясь, что те осмеют его выбор. Одной из причин такого поведения была государственная программа по оснащению деревень «солнечными» лампами, неудачно проведенная несколько лет назад и оставившая в памяти людей представление «солнечные лампы? Они же не работают!

Заметив эти тенденции, сотрудники d-light были очень удивлены и обескуражены, ведь производимые ими солнечные лампы – отличного качества и могут изменить жизнь деревни к лучшему.

Тем не менее, вместо порыва действовать агрессивно, сотрудники d-light решили узнать больше о жизни деревенских жителей. Через некоторое время они заметили, что существуют организации и бренды, с которыми исторически связана жизнь людей в течение десятилетий – и им доверяют. Одним из таких брендов в сознании людей была организация – производитель кухонных плит для приготовления пищи. Сотрудники D-light заключили соглашение с представителями организации о том, что те будут предлагать солнечные лампы в качестве дополнительного продукта при установке кухонной плиты. Идея оказалась отличной, и через некоторое время продажи пошли вверх.

После этого лампы d-light появились в домах у одного миллиона семей в Индии.

По словам представителя d-light, этот показатель - «капля в море» по сравнению с масштабом задачи (400 миллионов жителей не имеют доступа к электричеству, большинство из них - деревенские), ведь миссия компании D-light – полностью избавить деревни от керосина.

Но теперь в d-light знают – они на правильном пути. Исследования, проводимые компанией, позволили подтвердить эффект, который приносят солнечные лампы. Если раньше семья завершала все домашние дела к 5 вечера (заход солнца), то теперь женщина в семье могла делать уборку в любое время дня, а оставшиеся часы уделить время заботе о себе; дети, возвращавшиеся из школы к заходу солнца, теперь могли уделить домашнему заданию как минимум на 2-3 часа дольше, чем позволяла керосиновая лампа, - их успеваемость в школе начала повышаться. Боле того, доход семей начал расти, ведь теперь они могут производить товары ручной работы (шить, мастерить и т.д.) при хорошем свете и продавать их на рынке.

Благодаря наблюдению за жизнедеятельностью деревенских жителей, D-light постоянно совершенствует свою продукцию: на лампах появляются более удобные крючки для крепления, разрабатываются новые типы ламп, которые позволят деревенским жителям использовать их в саду, в подвале (по образу налобного фонаря у врача) и в других ситуациях. Когда я спросила директора по продажам компании, как он относится к возрастающей конкуренции в секторе солнечных ламп, он ответил, что в Индии нужно еще как минимум 20 таких же компаний, как D-light, и он будет очень рад «поделиться» с ними рынком ради общей миссии. Такое мог сказать только социальный предприниматель))


Сколько же сил, отношений, организаций  и энтузиазма скрывается за одной солнечной лампой!
Итак, теория изменений d-light – предоставить продукт (солнечные лампы) по низкой цене в беднейшие деревенские семьи Индии, тем самым позитивно влияя на доход семей и образование детей.

После D-light мы посетили еще одну организацию, которая также помогает деревням в установлении солнечных ламп. Но их бизнес-модель  существенно отличается. Об этом – в следующей заметке…

Автор: Екатерина Халецкая

Дата публикации: 28 декабря 2012

#солнечные батареи #d-light #индия

 482   5  
Вам может быть интересно