Бизнес добрых эмоций

"Моему ребенку тогда исполнилось 4 годика, а в нашем микрорайоне не было ни одного развивающего центра для детей. Так что мы с подружкой – наши дети ходили в одну детсадовскую группу – взяли и открыли свой "Остров детства", – рассказывает о начале бизнес-пути социальный предприниматель из Нижнего Новгорода Наталья Рыбченко.

Сейчас детям Натальи и ее подруги уже по 14–15 лет, а детскому развивающему центру "Остров детства"– все десять.

История не про деньги

Оказалось, что детский центр был нужен не только двум подругам – в первый же год они набрали 250 детей. Это был шикарный старт.

"

При этом мы совсем не ориентировались в социальном бизнесе. Для нас это был новый вид деятельности, мы вместе с центром росли, все познавали и узнавали, – рассказывает Наталья. – Это было настолько интересно, что мы побросали все работы и начали заниматься только центром".

А через пару лет начался кризис, доходы родителей упали, меньше детей стало посещать кружки, цены пришлось снизить, а за огромные площади "Острову детства" надо было что-то платить… "Учились выживать, экономить, – продолжает Наталья. – Ездили на всевозможные курсы, мастер-классы, тренинги по бизнесу, продвижению, бюджетированию. Самое сложное было не бросить все".

Наверное, выстоять помогло осознание, что родители доверяют самое ценное – своих детей. Команда прошла через этот шторм. Сейчас в детском развивающем центре "Остров детства" занимается около 150 детей. Коллектив, который Наталья считает своим главным достижением за все эти годы, – около 18 человек.

"Остров детства"– это больше чем просто развивающий центр. Это скорее семейный клуб. Сюда приходят на гимнастику будущие мамы. Когда крохам исполняется два месяца, мамочки приходят сюда на встречи с разными специалистами: логопедами, гинекологами, педиатрами. Есть группа кратковременного пребывания, где мамочка может оставить ребенка, чтобы сходить по делам.

С 9 месяцев начинаются развивающие занятия формата "мама + малыш". С трех лет ребенок занимается отдельно. Тут есть творческие занятия, айкидо, рисование, хореография, шахматы и многое другое. Следующая ступень – подготовка к школе, лего- и робототехника.

На Масленицу, Новый год, День знаний в центре устраивают большие благотворительные представления для детей, причем не только своих воспитанников, но и всех желающих.

"Понимаете, социальный бизнес – это история не про деньги. Да это и не самоцель, – рассуждает социальный предприниматель. – Наши родители – многие многодетные, многие с ипотекой. Они, конечно, откладывают какие-то средства на обучение ребенка, но небольшие. Зато за время работы центра многие папы и мамы стали нам как друзья, мы одна большая семья. Они приходят, и действительно им радуешься. Те дети, которые приходили к нам в самом начале в возрасте 12 лет, уже начинают приводить своих деток. Этот бизнес очень обогащает добрыми, светлыми эмоциями".

Время учить английский

В какой-то момент подруга Натальи ушла в свой бизнес и открыла сеть логопедических центров, а Наталья взяла второй бизнес – центр иностранных языков English Time, где обучаются дети с семи лет. И снова 100-процентная наполняемость групп.

"Но мне хотелось открыть что-то, чего в городе еще нет, – рассказывает Наталья. – Оказалось, у нас совсем нет центров для обучения иностранному языку дошкольников. А это важно, потому что если начать обучать ребенка с 3–4 лет, то это будут совершенно другие результаты, нежели со школы. Весь секрет в том, что маленькие дети не зубрят скучные правила, не учат алфавит, они запоминают язык "на подкорке". Уже потом, когда они вырастут и начнут постигать грамматику, она гораздо успешней "ляжет" на речь".

Но франшиза Alice Sense, которую выбрала Наталья Рыбченко, была дороговата. Надо было что-то делать. В это время Наталья попала в акселерационную программу "Формула роста", организованную Фондом региональных социальных программ "Наше будущее", и там узнала о конкурсе, который можно выиграть и приобрести франшизу.

"Когда я подала заявку, нас было 3000 желающих, в финал прошли всего лишь 15. Если бы не поддержка родителей, я бы, наверное, не выиграла. Как они голосовали за меня, как болели, как устроили в финале просто сумасшедшую поддержку! В итоге я смогла купить франшизу и отремонтировать помещение под новый центр!" – рассказывает предприниматель.

Школа иностранных языков Alice Sense должна была открыться 28 марта, но тут случилась самоизоляция. Школа рассчитана на 200 детей, и с сентября, как надеется Наталья, она заработает в полную мощность.

"Формула" с разворотом на 180 градусов

Наталья уверена, что если бы не акселерационная программа, то открыть языковую франшизу она бы не смогла.

"К тому моменту накопилась огромная усталость, мысли были негативные, что часть проектов придется закрыть, что я просто не могу уже все это тянуть… И тут я оказалась на "Формуле роста" – и в голове произошел разворот на 180 градусов! Положительные мысли и эмоции, энергия! Я оказалась там в очень нужное время", – считает Наталья.

Причем попала в акселератор она совершенно случайно. Приехала по делам в Центр инноваций социальной сферырегиона, а попала напоследний день набора участников в программу. Ответила на все вопросы организаторов. Потом ее пригласили на вторую встречу. А дальше начался драйв обучения.

"Во-первых, это были глубокие и полезные знания по бизнесу. Во-вторых, нас было семь человек из детских центров. Мы познакомились и поняли, что никакие мы не конкуренты, а коллеги. Сейчас мы стараемся помогать друг другу. Вплоть до того, что если кто-то продает центр, то мы выкупаем мебель. Я буду рекламировать на их площадке центры английских языков, а они у меня – свои услуги! Это выход на совершенно новый уровень охвата аудитории", – рассказывает предприниматель.

Еще одним важным моментом программы была работа с наставником. "Мне невероятно повезло, – продолжает она. – Он сумел дать мне совершенно новое видение бизнеса, которым я занималась 10 лет. Например, посоветовал сделать что-то вроде родительского комитета – собрать группу инициативных родителей, которые будут помогать центру "Остров детства". Я подумала, зачем это родителям? Нет, не захотят. Ничего подобного! Мамочки чуть не подрались за право в него войти! Теперь это наши первые помощники. Это была отличная идея".

Однажды Наталья рассказала наставнику, что устала тянуть три центра (к этому моменту у нее уже был "Остров детства", второй развивающий детский центр в поселке Большое Козино и центр English Time) и боится, что не сможет удержать их на должном уровне. Наставник посоветовал продать половину "Острова" управляющему центра. "Как продать? Сначала я восприняла крайне негативно. А потом подумала, что он прав. Это было лучшее решение за все эти годы, – говорит она. – Наемный работник, даже самый лучший, отработав, уходит домой. И за все отвечаешь ты одна. А теперь нас двое. Кроме того, у нового партнера оказалось столько идей. У меня же освободились силы и время на новые проекты".

После акселератора у Натальи действительно много идей. Например, открывать репетиторские центры, в том числе онлайн и с выходом на областные районы. После пандемии такие услуги будут особенно важны. "На 90% это результат "Формулы", это была мощная прокачка, огромный прорыв для меня", – считает предприниматель.

Фото: Открытая группа детского развивающего центра "Остров Детства" Вконтакте

Автор: Наталия Гладкая

Дата публикации: 20 июля 2020

#нижний новгород #формула роста #дополнительное образование

 612   4  
Хочешь получать свежие новости?
Подписаться
Вам может быть интересно