Игра на новый лад

Музыкальная школа – особое пространство, заведение для избранных. Причем лишь небольшой процент учеников после получения специального образования связывает жизнь с музыкой. У остальных навсегда остаются не слишком приятные воспоминания о застывшей системе, постоянной муштре и стремительно развивающихся комплексах. Бонусом можно считать узнавание автора музыки с первых тактов во время редких походов в театр.

Недавно в городе Череповце Вологодской области появилось заведение, способное полностью изменить привычное представление о музыкальном обучении,  – частное негосударственное образовательное учреждение Школа современного творчества «Мастер-класс». Здесь кроме традиционного обучения игре на музыкальных инструментах и вокалу предлагают курсы компьютерного программирования музыки, звукорежиссуры, аранжировки, техники речи. Здесь есть школа диджеев и учебная студия звукозаписи. А традиционные музыкальную литературу и сольфеджио ученики изучают по желанию. В школе нет экзаменов, зато ученики дают концерты, выступают перед аудиторией. Также любой обучающийся в «Мастер-классе» может получить консультации музыкального продюсера, который поможет в работе над творческим имиджем, подскажет верный путь в мире музыкальной индустрии. Проект стартовал в 2012 году, за это время шел подбор команды, сейчас занятия в школе посещают около 50 учеников.

Руководитель школы Владимир Четвериков рассказывает о проекте и решаемых им социальных проблемах: «Вкратце идея заключается в том, чтобы приблизить существующее дополнительное музыкальное образование к нашему времени, модернизировать его за счет расширения спектра образовательных дисциплин и новых подходов к обучению».

Владимир Четвериков  учился в музыкальной школе своего родного поселка в Кировской области. Там же, в областном центре, в Кирове, окончил музыкальное училище. Позже, будучи артистом профессионального государственного ансамбля, обучался в Академии Гнесиных в Москве. Главным в своем музыкальном образовании Четвериков считает участие «во всевозможных творческих проектах, где только предоставлялась возможность проявить себя, – коллективы, программы, фестивали, гастроли, участие в конкурсах, работа в творческих командах по созданию и организации крупных музыкальных проектов. Так и получилось, что приобрел множество «музыкальных профессий». Наверное, этот наработанный практический багаж и привел к пониманию того, чего не хватает сегодня традиционной системе музыкального воспитания: обучение не должно ограничиваться стенами учебного класса.

«Привить практические навыки – основная задача, которую мы ставим в нашей школе, – говорит директор необычной музыкальной школы. – Вместо оценок и экзаменов у нас работа на концертной площадке, за диджейским пультом или в студии звукозаписи. А после окончания определенного обучающего курса, где человек научился, по сути, только азам, мы всячески стараемся привлечь его в дальнейшую работу в наших проектах. Те, кто заинтересован в развитии своего творческого потенциала и самореализации, всегда откликаются на такие предложения».

Школа современного творчества «Мастер-класс» значительно отличается от прочих образовательных проектов в Череповце. Существующие в городе бюджетные ДШМ, школы искусств, студии при Домах культуры и клубах слишком инертны, ограничены в своих возможностях в силу неповоротливости всей системы, привязанности к программам, обилия отчетности и контроля, устаревания кадров. Обратной стороной медали предстают частные музыкальные студии. Им частично удается решить проблемы финансовой состоятельности, но в творческом плане и уровне подготовки учеников они оставляют желать лучшего, ведь они ориентированы на общий, усредненный уровень обучения. Подобные частные студии при всей их множественности, как правило, повторяют друг друга и не отличаются разнообразием идей и новизной подходов к обучению. То же можно сказать и в отношении частных преподавателей. Отличие проекта школы «Мастер-класс» заключается в том, что из наработанного многолетней практикой музыкального воспитания берется все лучшее, дополняется свежими составляющими и ставится на новые рельсы с учетом современных реалий.

Кроме того, решается немаловажная задача повышения уровня жизни преподавателей-музыкантов: в бюджетных учреждениях зарплата педагогов крайне низка, а специалистам неакадемических направлений вообще не предоставляется возможности для заработка педагогическим трудом и передачи своего опыта ученикам.

Владимир Четвериков рассказывает, как он пришел к идее проекта: «Мысль об     организации такой школы родилась не сразу. Я и мои коллеги, обсуждая проблемы нашего творческого цеха, часто замечали несоответствие нынешней системы подготовки кадров экономическим и практическим реалиям, отсутствие новых подходов и направлений, а также стремительное падение интереса как к профессии музыканта, так и к любительскому занятию музыкальным творчеством. Когда пришло решение организовать «Мастер-класс», коллеги вертели пальцем у виска: «Заработать на уроках музыки?!..» Но проект оформился в завершенную идею, и нашлись те, кто согласился: зарабатывать на уроках музыки – это реально, интересно и перспективно».

О трудностях в процессе реализации проекта его руководитель говорит так: «Самое сложное было начать, перешагнуть некий психологический барьер – ведь раньше мне не приходилось заниматься подобными вопросами. В техническом плане непросто преодолевать бюрократические препоны, решать вопросы с контролирующими организациями, работать с обилием нормативно-правовой документации. По сей день для нас остается нерешенной задача с наличием помещения, соответствующего всем нормам СанПиНа, предъявляемым к образовательным учреждениям».

Новые музыканты

Аудитория обучающихся самая разная: от дошкольников до работников промышленных предприятий. В «Мастер-класс» приходят как профессионалы, желающие получить новые знания, так и любители. Принцип «учиться никогда не поздно» заложен в концепции школы, поэтому в школу берут практически всех. Владимир Четвериков поясняет: «Важно понимать, что человеку нужно, чему он хочет научиться, к чему прийти. К примеру, в диджейской группе занимался 54-летний мужчина – работник металлургического комбината. Пришел за новыми впечатлениями. Ему так понравилось у нас, что параллельно он стал заниматься техникой речи, выступал на сцене, читал стихи. Много достаточно взрослых учеников занимаются вокалом, ведь в обычных музыкальных школах учат только детей».
  
В Вологодской области интерес к музыкальным проектам  большой – существует немало как частных, так и бюджетных коллективов и студий. Но при этом, как замечает Владимир Четвериков, «общая тенденция состоит в том, что организаторы стараются, собрав значительную аудиторию, показать пару несложных приемов, а потом объявить, что человек научился играть на инструменте. Вряд ли это имеет что-то общее с процессом обучения – чаще это зарабатывание денег».

Бизнес как по нотам

На самоокупаемость «Мастер-класс» пока не вышел. По мнению руководителя проекта, только на образовательных направлениях это будет сделать крайне сложно. «Индивидуальное обучение – дело дорогое: оплата труда педагога, отчисления, налоги, аренда, сопутствующие расходы», – объясняет В. Четвериков.  Льгота у школы лишь одна – по отчислениям в страховой и пенсионный фонды. Она действует по всей стране для образовательных учреждений.
    
Главная цель руководства проекта сейчас – соответствие параметрам бизнес-плана и своевременный возврат займа. А для всей команды – качественная и плодотворная работа по созданию положительного имиджа школы, работа над брендом «Школа современного творчества «Мастер-класс».

Владимир Четвериков делится своими планами: «Хочется, чтобы проект прочно встал на ноги, заработал в полную силу. Чтобы обучение у нас стало престижным и от желающих не было отбоя. Чтобы бренд школы узнавали не только в нашем регионе, а хотели бы повторить в других областях страны, а может, даже и за границей. У нас сегодня замечательная команда преподавателей-единомышленников. Это настоящие профессионалы и энтузиасты своего дела. И если житейские вихри и коварства бизнеса нас не разведут – это уже немало. А всего остального добьемся сами».

 

Автор: Ната Немчинова, Ира Форд

Дата публикации: 17 июля 2013

#музыка #четевриков #череповец #вологодская область

 740   23  
Вам может быть интересно