Ипостаси «Веселого войлока»

Главной проблемой индустриального Рыбинска уже долгие годы остается занятость населения. Работу по специальности до сих пор сложно найти даже не обремененным семьей людям, не говоря уже о многодетных матерях. Испытали это на себе и переехавшие на берега Волги супруги-художники Павел Гаврилов и Лия Виснапу, которым в первое время на новом месте пришлось нелегко. Однако даже кризис 2008 года не помешал им начать проект социального предприятия «Веселый войлок», обеспечивающего работой многие семьи города и ставшего для них творческой отдушиной.

Павел и Лия встретились в годы учебы в ленинградской Академии художеств и переехали из Санкт-Петербурга во второй по величине город Ярославской области уже семейными людьми. Живописец Гаврилов специализировался на книжной графике, искусствовед Виснапу увлекалась вышивкой. Без работы, в общем-то, не сидели. А в 2006 году даже получили заказ на оформление нового кукольного театра в Рыбинске. Павел делал оригинальное деревянное панно, Лия расшивала золотом занавес.

 


Делай, как я

К тому времени у супругов уже сложился круг общения в новом городе, и неудивительно, что творческая семья, в которой подрастали трое малышей, стала ядром небольшого сообщества многодетных родителей, в том числе и с детьми-инвалидами. Сообща они пытались решать свои проблемы.

«Работа нас находила всегда. В 90-е годы, когда дети были маленькими, а доллар дорогим, я делала для иностранцев вышитые картины, панно, трудилась над оформлением церквей — нашей и американской. Работала, когда у меня было время, и поняла, насколько важно для многодетных мам совмещать воспитание детей с возможностью пусть небольшого дополнительного заработка. Существенна и эмоциональная составляющая — сложно в такой ситуации найти выход творческой, интеллектуальной энергии», – уверена Виснапу.

Позвать друзей в новую, насыщенную жизнь Павлу и Лии помог семинар по социальному предпринимательству, организованный британским фондом Oxfam. Это событие стало зерном, из которого вырос «Веселый войлок». «Я, художник по образованию, была далека от азов бизнеса, ничего не знала о социальном предпринимательстве. Но после недели занятий, на которых нам рассказывали, как работает бизнес, как писать бизнес-план, ударилась в расчеты, – вспоминает Лия. – Для меня до сих пор загадка, как нас заметили на пилотном конкурсе проектов Фонда «Наше будущее». Мы оказались одними из лауреатов, причем единственным стартапом». Как бы там ни было, но уже в январе 2009 года при некоммерческом партнерстве «Женское общество социальной поддержки «Женщина, Личность, Общество» была создана творческая мастерская «Веселый войлок».

При чем здесь войлок

Из всего многообразия материалов художники выбрали для работы войлок — его подсказала подруга из Германии: тогда валяние игрушек из шерсти входило в моду в Европе. С этим плотным нетканым текстильным материалом из валяной овечьей шерсти супруги впервые познакомились во время работы над куклами для рыбинского театра.

В создание своего предприятия они вложили порядка 500 тысяч рублей: в ход пошли личные сбережения и стотысячный беспроцентный заем на два года от Фонда «Наше будущее», который художники, кстати, вернули досрочно. На эти средства была создана мастерская, обучены люди, которые делают по авторским эскизам Павла забавных зверушек, куклы-сувениры, панно, различные аксессуары. Техника сухого валяния позволяет облекать войлок практически в любую форму. А талант Павла обрекает эти изделия на уникальность: продукция «Веселого войлока» заметна настолько, что ее дизайн неоднократно пытались копировать.

Слагаемые успеха

На предприятии работают сегодня 15 человек, включая шестерых надомниц. «Мы расширились: у нас теперь отличная мастерская площадью 100 квадратных метров. Воспитались творческие кадры: одна многодетная мама разрабатывает вместе с Павлом собственные образы. Так что мы самоутверждаемся», – гордится Лия.

Людей устраивает формат работы в «Веселом войлоке» — здесь им не устанавливают жесткого графика, не требуют выполнения ежедневной нормы, относятся с пониманием, когда болеют дети. «Такой подход задумывался изначально: мы не понаслышке знаем о проблемах многодетной семьи, поэтому они воспринимаются как должное. Лучше иметь два-три запасных «игрока» в команде, и каждый будет работать в меру своих сил», - объясняет Лия. Желающих влиться в коллектив свободных художников, разумеется, много. Но прирастать кадрами предприятию, к сожалению, не позволяют ограниченные возможности сбыта оригинальной продукции.

Сбыт не заел

В успех своего проекта Гаврилов и Виснапу поверили еще в апреле 2009 года, когда привезли в Москву на международную выставку кукол пробную партию своих шерстяных игрушек. Все смешные ушастые зайцы «разбежались» к покупателям в считанные дни. А у новорожденной мастерской появились первые заказчики — магазинчики подарков ручной работы.

Вместе с расширением линейки (а Павел постоянно разрабатывал новые образы — к Рождеству, Пасхе, Новому году) мастерская обрастала все новыми желающими продавать продукцию рыбинских рукодельниц. Да и конечные потребители ее оценили — покупали забавные вещицы через интернет. Вносили свою лепту и местные власти: представители администрации Рыбинска, включая мэра, закупали игрушки из войлока и другие изделия мастерской и использовали их в качестве оригинальных подарков гостям города. Так что продукция «Веселого войлока» стала уже одним из брендов Рыбинска.

«Постепенно у нас появились более-менее стабильные и объемные заказы. До недавних пор нашими вещицами активно интересовались маленькие магазинчики сувениров из Литвы, Германии, Великобритании. Но сейчас сотрудничество с ними прекратилось — то ли из-за напряженных международных отношений между нашими странами, то ли посылки туда идут очень долго. Не получается работать на экспорт», – сетует Лия.

Зато «Веселый войлок» удачно вписался в программу «Больше, чем покупка!», запущенную в прошлом году Фондом «Наше будущее» и компанией «ЛУКОЙЛ». «Это замечательное решение проблемы сбыта для таких предприятий, как наше, – уверена Виснапу. – В рамках «пилота» мы сотрудничали с двумя АЗС в Московской области, которые вначале заказывали у нас игрушки и аксессуары понемногу, на 3–5 тысяч рублей в месяц, а к концу года нарастили объемы до 50 тысяч. Мы очень надеемся, что в расширенном варианте, включающем уже 42 АЗС «ЛУКОЙЛа», проект тоже будет успешно работать».

Импортозамещение и диверсификация

Войлочное направление находится сейчас в некотором упадке. Поскольку шерсть в России продается в основном импортная, из Европы, из-за девальвации рубля войлок стал стоить огромных денег. Соответственно, изделия из него продавать стало сложно — слишком высока себестоимость, притом что доходы у покупателей, напротив, снизились. «С апреля у нас спад оборота. Попытка перейти на китайскую шерсть пока не увенчалась успехом — новые поставки начнутся не раньше лета, а российскую купить невозможно, – сетует Лия. – Поэтому с войлоком пока взяли паузу». 

Виснапу занята сейчас разработкой нового направления — компьютерной вышивки. Она прошла курсы, научилась программировать дизайн рисунка, который с помощью компьютерных же вышивальных машинок надомницы смогут наносить на готовые изделия, панно. В планах «Веселого войлока» приобретение принтера по ткани прямой печати, позволяющего работать с изделиями из текстиля. «Принт в сочетании с вышивкой намного удешевляет процесс, поскольку вышивка сама по себе вещь дорогая и трудоемкая», – поясняет Лия.

Правда, оборудование подорожало из-за падения курса рубля за последний год вдвое. Промышленная машинка для вышивания стоит около 700 тысяч рублей. И хотя оборот «Веселого войлока» достиг уже порядка 1 млн рублей в месяц, прибыль составляет в среднем 20% от этой суммы. К тому же бизнес по продаже игрушек и сувениров - сезонный, основные доходы приходятся на период предновогодних продаж. Начиная с августа мастерская реализует в месяц максимум 150 крупных игрушек стоимостью 800–1000 рублей. А мелких поделок, аксессуаров и елочных украшений удается продавать вдвое больше.

Ни шагу назад

Гаврилов и Виснапу планируют возобновить выставочную деятельность, оставленную на время в связи с реорганизацией мастерской и загруженностью постоянными заказами. Кризис в экономике вынуждает социальных предпринимателей вспомнить опыт 2008 года. «Тогда мы радовались элементарным вещам, каждому крошечному шагу вперед, – вспоминает Лия. – Сейчас для нас главное — сохранить все достигнутое за минувшие с тех пор годы».

Пока же мастерскую выручают… ангелы. Уникальные — с пронзительно светлыми детскими лицами. Это художественная находка Павла Гаврилова. Авторский рисунок распечатывается с помощью специального принтера на холст, который крепится на небольшую деревянную доску, затем покрывается лаком и и вставляется в оригинальную рамку, расписанную вручную. Узнаваемые «Ангелы» от Павла Гаврилова пользуются бешеной популярностью. «Недавно позвонил один важный человек из крупной госкорпорации и буквально потребовал немедленно продать ему нашего «Ангела» — хотел сделать кому-то оригинальный подарок, – говорит Лия Виснапу. – Мы не отказали».

Автор: Игорь Калиновский

Дата публикации: 25 мая 2015

#веселый войлок #социальное предпринимательство #рыбинск #войлок #Лия Виснапу #Павел Гаврилов

 1029   28  
Вам может быть интересно