Сказки Живого дома

В начале 2014 года в Москве открылся "Живой дом" — место для детей и взрослых в старинном особняке в центре Москвы, где есть не только занятия и спектакли для детей, но и камин, и сад, и пока дети иллюстрируют сказки и кроят платья для кукол, родители греются у камина, играют в настольные игры и пьют чай. Придумали и устроили все это Вера и Олег Степановы. На вторую неделю работы центра Олег рассказал Лизе Биргер, чем "Живой дом" отличается от других мест, щедро открывающихся в Москве

 

Первым делом расскажите, как вы все это придумали?

Мы с женой уже давно бродили по Москве, видели заброшенные старинные дома и просто мечтали там жить. Но идея такого дома возникла у нас пару лет назад. Мы задумались о том, что в любом городе мира существует мелкобуржуазная жизнь первых этажей города. Это когда люди ведут собственное дело там же, где живут, чаще всего посвящая свой небольшой бизнес собственным пристрастиям. Эти бизнесы могут быть дурацкими, милыми, гениальными, самыми разнообразными, но именно в них состоит суть городской жизни, даже если сам город для жизни не очень удобен.

А в Москве все меньше дел и процессов обычного, человеческого масштаба. Без них город становится мертв и неуютен. Исчезли живые московские дворы, где жители ругались, мирились, радовались, плакали, росли и умирали. Так и не появилось мелкого симпатичного бизнеса — кафе и мелких лавочек, где как приветливые, так и не очень хозяева сами встречают и обслуживают посетителей, где все друг друга знают. Мы живем среди пустых дворов, где мало кого знаем, больших магазинов и кафе, где хозяева — инвесторы, а не работники,— среди офисов, около которых курят незнакомые люди.

Поэтому мы решили сделать дом человеческого масштаба, где мы живем сами и где наши друзья и знакомые занимаются с детьми тем, что сами умеют и любят. Архитекторы — архитектурой, мультипликаторы — мультипликацией, модельеры — придумывают и делают с детьми одежду, и даже математикой, физикой, астрономией и историей занимаются увлекательно и весело. Все это мы назвали "Живой дом".
 

То есть сначала был проект?

Да, и мы даже обращались с ним в правительство Москвы — предлагали организовать движение "Живой дом". Чтобы люди на определенных условиях восстанавливали заброшенные дома, селились в них, но обязательно использовали часть дома под общественный проект, нужный жителям города. У нас четверо детей, так что мы с самого начала собирались организовывать в нашем доме детские студии. А поскольку моя жена модельер, мы еще хотели устроить небольшой шоу-рум одежды. В правительстве нам сказали, что идея кажется интересной, но помочь нам они ничем не могут. Поэтому я отправился скрестись и стучаться во все двери. И вот достучался.
 

То есть вам помогли?

Нет, я стучался в самом буквальном смысле — в двери и окна таких заброшенных домов. Нам удалось въехать в этот дом. Мы его восстановили, отремонтировали своими силами. Расписали фасад дома тенями — дети сами расписывали. И устроили здесь детские студии и маленький шоу-рум одежды Vera Olshvang (родовая фамилия жены).
 

Как можно описать главную идею этих студий?

Что дети могут что-то постичь, только когда они вовлечены в процессы — мышления, труда, творчества. В школе этому не учат — там все построено на овладении набором стандартных операций, необходимых, но недостаточных в жизни. Но, вызубрив, что 5 х 7 = 7 х 5, ребенок ни на шаг не приближается к настоящему пониманию математики — наоборот, удаляется от него.

То же самое и с другими науками. Например, история в школе — это история дат и событий, наполненная той или иной идеологией. А по-моему, история начинается с интереса к тайне чего-то другого, что было и уже ушло. Например, к утраченным представлениям о повседневной жизни людей разных эпох. Поэтому наша студия по истории высокого Средневековья устроена так: дети вместе с куклой проживают жизнь своих персонажей — французов XI-XII веков: одевают их, устраивают им дом, готовят еду. Ведет студию аспирант МГУ, специалист по этому времени. А на занятиях по математике — играют в логические игры. Это помогает им прочувствовать математику как игру ума, как числовое пространство со своими связями и свойствами. И так в каждой из наших студий: главное — увлечь детей чем-то интересным, конкретным.

Кроме того, нам хотелось бы, чтобы студия стала чем-то большим, чем просто местом занятий. Поэтому мы стараемся в выходные устраивать здесь что-то вместе: маскарады, спектакли, настольные и групповые игры, будем делать вместе "средневековый" обед.
 

Когда вы открылись?

Официально — 20 января. Но еще до этого мы вели бесплатные занятия, репетируя будущее открытие.

 

Вы сразу знали, какие должны быть занятия в доме, или что-то случайно складывалось?

Большинство наших друзей — художники, архитекторы, мультипликаторы. Так что мы решили начать с ближнего круга. Моя жена, например, ведет курс моделирования — он называется "Настоящие модельеры", и дети там придумывают и шьют одежду сначала для кукол, потом для себя и потом — для мамы. Понятно, что никуда было не деться от рисования, театра, анимации. Но мне еще обязательно хотелось охватить естественные науки: физику, математику, астрономию. Мы стали искать преподавателей и нашли совершенно замечательных учителей. Например, математику у нас ведет преподаватель Школы для особо одаренных детей при МГУ, а ведущая занятий по физике придумала целую кучу оригинальных и красивых опытов, так что даже хулиганы сбегаются на ее уроки, а мои дети повторяют эти опыты уже после занятий в своей комнате.
 

А на какой возраст все это рассчитано?

Два возраста — дошкольники от пяти лет и младшие школьники до 12 лет, мы распределяем их по разным группам. Это такой возраст, когда еще многое зависит от родителей, но в то же время дети восприимчивы абсолютно ко всему. Но нас уже часто спрашивают про активности для детей помладше. Например, приходят родители с двумя детьми, и пока старший ребенок на занятиях, младшему нечего делать. Поэтому мы подумываем организовать и младшую группу.
 

Кто сейчас приходит в дом — он ведь только открылся? Друзья?

Мы готовились к открытию: сделали страницы и группы в фейсбуке и "В контакте", давали рекламу в соцсетях и на детские порталы. Кстати, особенно приятно встречать людей не своего круга, но ведущих необычную и наполненную жизнь. Хотим начать рассказывать о них на своих страницах и в группах. Например, приехала семья топ-менеджера средней по размерам компании. Они обеспеченные москвичи, но осознанно выселились с детьми почти за 100 км от города, в дом, отапливаемый печами, завели скот, птицу, при этом муж каждый день в 4 утра едет на работу в центр города! Приходил гость из Иркутска, рассказывал, что там восстановлен целый квартал частной деревянной застройки, где не хватает такого проекта, как наш. А мы подумали, что в Москве не хватает такого квартала!

Чудесный дом, в котором рады видеть и детей, и взрослых, расположен по адресу Хлебный переулок, дом 6а


Источник: Комменсантъ Weekend

Дата публикации: 2 сентября 2014

#дети #творчество #досуг #живой дом #мск

 194   137  
Вам может быть интересно