Майкл Янг. Путь «Дракона»

Лорд Янг Дартингтонский (Майкл Янг), один из наиболее выдающихся социальных предпринимателей в Великобритании. Он прожил 86 лет и оставил после себя десятки учреждений и благотворительных организаций, которые основал сам или сыграл ключевую роль в их создании. Янг был прогрессивным мыслителем и активным общественным деятелем. Будучи еще совсем молодым, во время Второй мировой войны, 29-летний Майкл создал проект манифеста Партии лейбористов, который привел к власти лейбористское правительство реформатора Этли. Однако сам Янг предпочитал не вмешиваться в политические дела и вместо этого избрал для себя новый путь в области социальных исследований и общественного предпринимательства.

Очевидные идеи

Однажды его сравнили с шаманом, который сеет «зубы дракона», а потом уходит вперед, оставляя после себя на пути всходы сильных организаций. В своем интервью Чарльзу Хэнди в 1999 г. Янг просто отметил: «Я не могу не думать об идеях, которые считаю стоящими. Они кажутся такими очевидными».

Среди посеянных им «зубов дракона» – основанный в 1960 г. Консультационный центр по образованию, который предоставляет клиентам информацию по вопросам образования; Национальный совет потребителей (1975); Университет третьего тысячелетия (1982); Открытый Колледж искусств, студенты которого заочно изучают практику различных видов творчества (1987); Национальная Ассоциация по защите прав тяжелобольных детей на образование (1993); Ассоциация семейного завета, пропагандирующая светскую форму обряда крещения (1994) и Школа социальных предпринимателей (1998).

Янг часто превращал свой личный опыт в новые возможности для деятельности в социальной сфере. Находясь в больнице с диагнозом «рак», он разработал концепцию Колледжа здоровья (и со свойственным ему провокационным чувством юмора сначала назвал свое детище «Ассоциация подготовленных пациентов»). Когда ему пришлось организовывать похороны своей жены, Янг заметил, что необходимо улучшить подготовку сотрудников бюро похоронных услуг, поэтому он основал Национальный колледж похоронных услуг. Когда узнал, что пациенты-бенгальцы в больнице Лондона не могли объяснить врачам, на что они жалуются, он организовал телефонный узел, который предлагал абонентам услуги синхронного перевода. Казалось, его энергия неистощима, и даже когда ему было далеко за семьдесят, он продолжал писать книги и создавать все новые организации.

Свобода выбора

Как-то в популярной лекции он заметил, что электронные часы пришли на смену механическим, холодильные камеры – фабрикам по производству льда, телевизор «вытеснил» кино, а машины – поезда и автобусы. Эти предметы двадцатого века одновременно говорили о свободе выбора людей. Однако выбор нужно было делать осознанно, осведомленно. Одной из самых больших тем в жизни Янга было использование собственного опыта: прислушиваясь к тому, о чем говорили другие люди как о желаемом, он пришел к выводу, что можно было бы создать организации, которые непосредственно отвечали бы чаяниям людей. Так в 1956 г. была создана Ассоциация потребителей.

Потребляют, как известно, не только вещи и товары, но и услуги. Поэтому Майкл сделал акцент на создание организаций, ведущих образовательную деятельность (Консультационный центр по вопросам образования), деятельность которых направлена на потребности сообществ (Институт изучения сообществ), здравоохранение (Колледж здравоохранения), потребности пенсионеров (Университет третьего возраста). Майкл задумывал и другие организации. Национальный колледж дополнительного образования задавал высокие стандарты в дистанционном образовании, Международный колледж дополнительного образования содействовал распространению дистанционного обучения в Африку и Азию; Открытый колледж искусств предлагал дистанционное образование в области искусств; Клуб сезонных пассажиров способствовал объединению пассажиров с целью обмена полезной информацией между ними; Языковая линия предоставляла по телефону переводческие услуги  докторам, полицейским и их клиентам, не говорящим по-английски; Ассоциация семейного соглашения организовывала и проводила приветственные церемонии для детей; Национальный ритуальный колледж занимался улучшением качества проведения похоронных ритуалов; Школа социальных предпринимателей готовила истинных новаторов общества; и даже общественный гараж в Милтон Кеинс предоставлял профессиональную помощь всем желающим чинить собственные машины.

Большинство перечисленных организаций были крошечными, однако Майклу как-то удавалось создать впечатление, что они намного больше и что они имели национальное, а иногда и международное значение. Практически ни одна из этих организаций не была достаточно обеспечена; они жили от одного финансового кризиса до следующего, а Майкл в поисках поддержки и для обеспечения их успешного существования бегал между грантодающими организациями, состоятельными друзьями и убеждал сотрудников в бесконечной важности дела. Он умел просить о помощи и поддержке совершенно обескураживающим и убедительным образом: «Я знаю, что у вас это получится лучше всех, но, наверное, мне нечего надеяться на вашу помощь». Он мог убедить людей принять нужное ему решение в течение 15 минут. Он напоминал Кадмия, легендарного основателя Фив и брата Европы. К какому бы полю деятельности он ни приступал, он сеял зубы дракона, из земли вырастали вооруженные солдаты, создавали организации и исправляли злоупотребления или содействовали добрым начинаниям, которые он обнаруживал.

Во второй половине ХХ века Майкл Янг был одним из самых творчески предприимчивых и влиятельных мыслителей и деятелей в социальной сфере. После 1954 года он содействовал формированию новой системы социального обеспечения в Великобритании. В начале 50-х гг. основал Институт изучения сообществ, который использовал в качестве площадки для исследований и деятельности.

Вместе со своими единомышленниками Майкл написал серию бестселлеров, которые изменили отношение к множеству разнообразных социальных вопросов, включая городское планирование (отказ от энергоблоков), образование (радикальное расширение доступа) и бедность.

Он был автором ряда идей в защиту интересов общества и потребителей как в частном, так в государственном секторах. Некоторые его идеи только сейчас становятся стандартными. Ему принадлежит термин «меритократия» (от лат. meritus достойный +  греч. лratos власть: власть, основанная на заслугах; правление наиболее достойных).

Против власти элиты

В 1958 г. Янг написал книгу, ставшую бестселлером, в которой ввел термин «меритократия» («власть образованной элиты»). Книга «Расцвет меритократии» представляла собой изложенную в сатирическом ключе историю общества Великобритании с 1870 г. по 2033 г., и в ней утверждалось, что современная система школьного образования способствовала установлению жестких порядков, которые создавали еще большее расслоение общества, чем старая классовая система – поскольку люди разделялись на классы в зависимости от их IQ вместо разделения по уровню достатка.

С точки зрения Янга меритократия просто сменила одну модель неравенства на другую, и в итоге по существу неравенство в обществе сохранилось. Он был уверен в том, что есть определенный перечень прав человека, которые не должны распределяться в зависимости от его достоинств. Это право на получение услуг системы здравоохранения, право на образование и защиту со стороны стражей порядка... то есть права, которые сейчас гораздо проще реализовывать состоятельным гражданам.

Янг хотел, чтобы его термин «меритократия» указал на существующее в обществе неприемлемое аристократическое высокомерие. Но многие политические лидеры, например, бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр, видимо, никогда не читали эту книгу или не смогли понять ее сатирический подтекст и продолжали выступать в поддержку меритократии как оптимальной модели общества. В 2001 г. Янг написал статью в газете Guardian, в которой попросил Тони Блэра перестать использовать этот термин.

Янг пояснял: «Разумно распределять рабочие места между сотрудниками в зависимости от их достоинств. Но ситуация становится прямо противоположной, когда те, кого считают достойными людьми, объединяются в новый социальный класс, в котором нет места для остальных».

Янг утверждал, что в условиях меритократии представители образованной элиты склонны считать, что они больше заслуживают тех привилегий, которыми пользуются. Это приводит к опасной самоуверенности. Янг объясняет: «Они уверены, и эта уверенность внушается все большему количеству людей, что их успехи обусловлены исключительно их собственными достоинствами, и они заслуживают всего, что им достается.

И наоборот, представители низшего класса в условиях меритократии еще более остро ощущают, что они заслуживают все тяготы, которые выпадают на их долю. Это приводит к ощущению безнадежности. Янг утверждает: «Действительно очень тяжело осознавать, что тебя признают лишенным достоинств в обществе, которое придает достоинствам такое большое значение. Ни один низший класс еще не чувствовал себя настолько нравственно уязвимым».

Эгалитарные взгляды

В речи «Равенство и коммунальные услуги», опубликованной в сентябре 2000 г. Фабианским обществом, Майкл Янг в очередной раз сформулировал свои эгалитарные взгляды:

«Если бы нам нужно было оценивать людей не только с точки зрения их умственных способностей и образованности, их рода деятельности и влиятельности, но и в зависимости от их доброты и смелости, воображения и чувствительности, способности сочувствовать и щедрости, в обществе не было бы того неравенства, к которому мы все привыкли. Кто в таком случае мог бы сказать, что ученый выше по положению, чем швейцар, который является прекрасным отцом, что госслужащий лучше водителя грузовика, который прекрасно выращивает розы?».

«Плюралистическое общество будет также и толерантным обществом, в котором индивидуальные различия активно приветствуются и пассивно допускаются, в котором чувство собственного достоинства человека станет, наконец, значимым. Тогда у каждого человека будут равные возможности для развития его или ее способностей, чтобы вести полноценную жизнь, то есть достойную жизнь на благо других и самого себя».

Неутомимую деятельность Лорда Дартингтонского продолжает Фонд Янга – британская экспертная исследовательская организация. Деятельность фонда направлена, в первую очередь, на поддержку социальных инноваций, в частности, на создание и развитие новых организаций социальной направленности. Сегодня его возглавляет Джеофф Мулган.

Фонд создан в апреле 2005 года в результате слияния Института изучения сообществ (исследовательского центра, при помощи которого Майкл Янг инициировал более 60 своих организаций, включая Открытый университет и Ассоциацию потребителей) и Центра взаимопомощи. Фонд был открыт в целях установления более тесной связи между исследовательской работой и практическим действием, ярким проводником которого был сам Майкл Янг.

Подготовлено Ингой Пагава материалам «Википедии»

Март 2008

Автор: Инга Пагава

Дата публикации: 26 марта 2008

#социальное предпринимательство за рубежом #великобритания #майкл янг

 812   24  
Вам может быть интересно