Автокресло как стратегия

Наталья Агре, президент общественной организации «Движение без опасности» и директор компании Zavod Consulting, весной нынешнего года стала лауреатом премии «Импульс добра», учрежденной Фондом «Наше будущее». Специально для портала «Новый бизнес: социальное предпринимательство» Наталья рассказала о том, что привело ее в социальный бизнес, какими проектами гордится и в чем видит результативность своей работы.

Наталья, как вам пришла идея заниматься безопасностью дорожного движения, с чего все началось?

Я работала много лет в рекламных агентствах, занималась продвижением российских и международных брендов (от Аэрофлота и МТС до СИБУРа и Уралсиба), но мне всегда хотелось делать что-то общественно значимое, важное. Я патриот. Как профессионал видела, что те же современные коммуникации можно использовать не только в коммерческих целях, но и для того, чтобы поднять дух и повысить культуру населения, потерявшего ориентиры в девяностые и двухтысячные. Поэтому, когда мы стали работать над проектом по продвижению использования ремней безопасности, я почувствовала: вот ОНО. По завершении проекта состоялась пресс-конференция, которую вел глава Госавтоинспекции В.Н. Кирьянов. Виктор Николаевич пригласил меня для обсуждения следующего проекта и рассказал, сколько проблем существует в сфере безопасности дорожного движения, и… волшебной палочки не потребовалось, чтобы я превратилась в настоящего борца за безопасность…

До того момента, как вы занялись социальным предпринимательством, какими вам представлялись социальные проекты в России и за рубежом?

Наблюдая успешные социальные проекты, я видела, что отношение и подход к «социалке» в России и за рубежом абсолютно разный. На Западе жесткая социальная реклама допустима — просто потому, что на фоне благополучной жизни, зеленых деревьев, улыбающихся людей и разноцветных домов она будет замечена. Нам такой вариант не подходит: российский человек, перегруженный не самой простой жизнью, не реагирует на жесткую социальную рекламу (а если отреагирует, то старается поскорее забыть и отвернуться от страшной картинки), ему не надо добавки. Я уверена: российские социальные проекты не должны преподноситься чересчур драматично, их не надо рисовать углем. Да, необходимо рассказывать, что проблема существует, но параллельно демонстрировать: все решаемо, и для решения требуются такие-то ресурсы. Этот подход подтвердила масса исследований, которые мы проводили для оценки своей работы.

Вы открывали свое агентство Zavod Consulting уже с прицелом на то, что будете заниматься социальными проектами?

Да, конечно. Zavod Consulting имеет коммерческие заказы, но у нас было, есть и, надеюсь, будет множество социальных проектов. При этом, в каком бы направлении ни трудилась наша команда, мы всегда придерживаемся гуманистического подхода: невзирая на степень коммерциализации, стараемся создавать качественный и дружелюбный продукт. Zavod Consulting — команда блестящих маркетологов, журналистов, менеджеров, которые понимают, как подавать экспертную оценку так, чтобы она была доступна самому обычному человеку и вызывала у него желание прислушаться, задуматься и, возможно, изменить свою модель поведения.

Я смотрю на реализованные вами проекты и вижу, как вы комплексно и стратегически мыслите. Это ваш врожденный тип мышления или он появился благодаря качественному образованию и опыту работы?

Стратегическое мышление — это как мышца, которую можно развивать. И, конечно, работа с крупнейшими клиентами учит мыслить на несколько шагов вперед. Расскажу про одну из последних наших информационных кампаний «Прогноз без опасности». Опираясь на статистику аварийности по стране, мы выбрали 11 регионов, где ситуация с безопасностью на дорогах наиболее критична, и поехали туда, организовали акции на местах. В результате о проекте вышло более трех тысяч публикаций и упоминаний в СМИ, огромное количество людей узнало, как именно дождь, снег, туман могут повлиять на управление автомобилем. И, я уверена, многих это знание убережет от беды.

Наталья, расскажите о наиболее интересных и ярких акциях-мероприятиях в рамках работы вашей общественной организации.

Мой фаворит — проект «Детство без опасности», который мы провели в Центре акушерства и гинекологии им. В.И. Кулакова. Мы рассказывали молодым женщинам —будущим или уже состоявшимся мамам, — что такое детская безопасность, зачем нужны детские автокресла и так далее. Мы разработали специальную методику общения с беременными и только что родившими мамами — без запугивания, без страшной статистики… Рассказывали им, как выбирать, как и где в автомобиле устанавливать автокресла, как не купить подделку, какой час на дорогах является самым аварийным. В результате 99% наших слушательниц заявили, что будут перевозить ребенка только в автокресле.

Запомнились проекты для детей и молодежи: «Засветись!» (посвящен пропаганде использования светоотражающих элементов), «Шлем всему голова» (проект для водителей и пассажиров двухколесного транспорта), Junior campus (масштабный детский проект, в котором прошли обучение более 10 тысяч детей), «Автокресло детям», «Пешеход на переход», «Выпил — не заводись!».

Какие результаты работы программы «Движение без опасности» наиболее значимы для вас?

В 2007 году только 21% родителей использовали кресла, сейчас — более половины. До 2007 года в России пристегивалось 32% автомобилистов, в 2013 году — уже 75%. Культура безопасности у нас растет — это видно невооруженным глазом. Конечно, аварийность и смертность на дорогах еще высоки, но ведь и автопарк все последние годы рос высокими темпами, и если бы не меры по повышению безопасности, статистика была бы намного хуже. Сейчас уже сложно встретить мотоциклиста без шлема, даже велосипедисты стали ездить в шлемах!  Автомобилисты безропотно пропускают пешеходов на переходах. Возросла нетерпимость к управлению автомобилем в нетрезвом состоянии… Конечно, такие «тектонические» сдвиги в общественном сознании — результат действия множества факторов и усилий большого количества людей и организаций: от Госавтоинспекции и Российского союза автостраховщиков до Госдумы, но, как представляется, свою лепту мы тоже внесли.

Как проект «Движение без опасности» повлиял на финансовую устойчивость вашего агентства?

«Движение без опасности» имело и имеет замечательных партнеров — Российский союз автостраховщиков, Ford, BMW, Continental… Безусловно, проекты, реализованные совместно с такими мощными партнерами, часто имеют федеральный охват и огромную аудиторию. Но деньги для «Движения без опасности» не первый вопрос, наша организация создавалась не с целью заработка. Я рассматриваю эффективность проектов, анализируя, снизилась ли аварийность после проведенной кампании, была ли кампания интересна интернет-аудитории, каков был охват, значима ли она для руководства региона, а также по многим другим критериям, которые меряются не деньгами.

За время существования «Движения без опасности» проект побеждал в нескольких социальных конкурсах и весной 2015 года стал лауреатом премии «Импульс добра». Какие победы и награды для вас наиболее значимы?

Каждая наша премия — это еще один информационный повод  для пропаганды безопасного поведения на дороге, но отдельно хочется отметить две наших награды: премию МВД России «Щит и перо» и Международную премию Майкла Кентского за лучший социальный ролик, благодаря которой мы получили признание за рубежом. 

Проект «Движение без опасности» для вас — он про всю страну или это ваша частная история, нацеленная на безопасность вашей семьи и детей?

Когда я берусь за какой-то проект, я, конечно, думаю и о том, что он поможет обеспечить безопасность моих троих детей. Дети — это очень важный стимул, который не позволяет допустить ни малейшей небрежности. Я разделяю мнение, что в гражданском обществе нет чужих детей. Я бы сказала, что одно ДТП, где пострадал ребенок, на очень долгое время буквально вышибает из нормальной жизни всех, кто его видел: даже если у свидетеля не было никаких возможностей изменить ситуацию, он испытывает чувство вины и сильнейшее потрясение. Ситуация немногим лучше, если в аварии нанесен ущерб взрослому человеку. Движение на дорогах — та сфера жизни, на которую мы все можем влиять, которую можно менять и постоянно улучшать. И безопасность наших близких от этих перемен растет автоматически. Во всей стране.

Автор: Ира Форд

Дата публикации: 28 июля 2015

#социальное предпринимательство #безопасность движения #Наталья Агре

 981   190  
Вам может быть интересно