Один на всех, или Из жизни детского центра в Приморском крае

Лучегорск — маленький поселок в Приморском крае. 20 тысяч его жителей — люди, привычные к большим расстояниям, как, впрочем, и все жители Дальнего Востока. Ближайший кинотеатр — во Владивостоке, ближайший детский досуговый центр — там же, игровые автоматы для подростков — тоже там. Некуда деваться. «Как бы не так!» – сказала однажды местная жительница Ольга Кудрявцева и создала центр семейного досуга «Ромашка». 

Подобный центр — единственный на весь Пожарский район. Едут сюда из соседних районов, едут из отдаленных деревень. В некоторые, совсем уж труднодоступные центр приезжает сам и устраивает там детские праздники. Например, в Красный Яр, где живут удэгейцы, представители одного из малочисленных коренных народов Севера. Это родное село Ольги Кудрявцевой, добираться до него часа три-четыре по бездорожью. Самим местным жителям добраться до райцентра крайне сложно, да еще с малышами. Но разве можно оставить детей без радости? И «Ромашка» отправляется в путешествие.

Собственно, с путешествий и началась история центра «Ромашка». Ольга с мужем Алексеем каждые два-три месяца ездили с маленьким сынишкой во Владивосток. «Хотелось, чтобы ребенок погулял, поиграл, выплеснул свои эмоции, – говорит она. – На дорогу тратили целый день: 500 километров. У нас детям пойти совсем некуда было. Летом они, по крайней мере, на улице гуляют, а всю длинную зиму приходится сидеть дома: холодно и скучно».

«Сбыча мечт»

«Как было бы здорово, если бы и в Лучегорске был такой центр!» – мечтала Ольга, возвращаясь из этих утомительных поездок за детской радостью. Мечты, как известно, имеют свойство сбываться. Так, в один прекрасный день мама поняла: центр в поселке будет, и создаст его именно она, Ольга Кудрявцева.

А почему бы и нет? Есть образование в области налогообложения и бухгалтерии. Есть замечательный муж — «мозговой центр» проекта. Есть ребенок, которому такой центр совершенно необходим. Есть идеи, которые начали появляться одна за другой, едва фантазия стала обретать формы бизнес-плана. Практически есть помещение: в поселке как раз шло строительство нового торгового центра. Есть интернет, через который можно купить любое оборудование. Нет только  опыта  и денег на всю эту красоту. 

Вторая проблема решилась на удивление быстро. Узнав о конкурсе «Социальный предприниматель», который проводит Фонд «Наше будущее», Кудрявцева подала заявку и попала в число лауреатов 2011 года. «Когда шел отбор, я вот-вот должна была родить второго сына, Романа, – улыбается Ольга. – Получив заем, мы закупили оборудование: горки, батуты, качели, сухой бассейн, мягкий конструктор — и в апреле 2012-го отрыли центр, который назвали «Ромашка» в честь него».

Для решения первой проблемы было нужно время. Поначалу Кудрявцевы даже не предполагали, что она настолько серьезна: конкурентов в поселке у них не было.

Когда наступает сентябрь

На то апрельское открытие «Ромашки» пришло 400 человек — грандиозное событие для поселка. Дела у нового очага культуры сразу пошли в гору. «Мы даже не ожидали такого успеха, – признается Ольга. – Но потом лето кончилось, дети пошли в школу, и центр опустел. Это теперь я знаю, что в нашем бизнесе есть плохие месяцы: сентябрь и декабрь, знаю, как их обходить, как не потерпеть убытки. Но столкнувшись с этим впервые, растерялась. Мы ничего не знали про рекламу, про маркетинг, про то, что клиенты не всегда побегут к нам сами, что их надо привлекать с помощью скидок и акций. Стали учиться».

Ольга принялась искать информацию: интернет, книги, онлайн-обучение. Отличным подспорьем оказались вебинары Лаборатории социального предпринимательства. «Первый вебинар, который я посмотрела, – рассказывает Ольга, – касался управления персоналом. Тема для меня тоже совершенно новая. Он оказался настолько полезным, что я посмотрела все, имевшее отношение к нашему бизнесу, и стала смотреть на него по-новому».

Нынешним сентябрем в «Ромашке» действует акция: 50% скидки на дни рождения: «Пригласил 10 человек — платишь за пятерых».

Пиццерия — это модно!

Праздники жители поселка стали отмечать здесь практически сразу после открытия. Поначалу просто просили разрешения посидеть за столиком, угоститься принесенной с собой едой (без спиртного, разумеется). Спрашивали, почему нельзя купить ничего вкусненького в самом центре. Слово клиента — закон! Так «Ромашка» обзавелась кухонькой и кафе, стали готовить угощения сами. Постепенно центр, чья цель первоначально состояла в организации досуга детей, постепенно становился центром для всей семьи и для всего поселка.

Праздник — это не только еда, сегодня в «Ромашке» действует единственное на весь поселок праздничное агентство. «Начали с малого. Купили костюмы пирата и клоуна, сами сочинили сценарий, – рассказывает Кудрявцева. – Так и пошли у нас дни рождения — один за другим. А еще Новый год, 8 Марта, День защиты детей — мало ли поводов повеселиться! Стали расширяться, сейчас каждый из четырех наших аниматоров исполняет примерно пять ролей. Выкупили франшизу «шоу мыльных пузырей», для лучегорцев это новинка, у нас такого никогда не видели. Поэтому праздники пользуются очень большим успехом».

Еще одной диковинкой для местных краев стала… пицца. В Лучегорске она появилась лишь два года назад. Новое поветрие распространилось быстро, и однажды для «Ромашки» настал час, когда перестали довольствоваться картошкой-фри, блинами и молочными коктейлями, все чаще спрашивая популярное итальянское блюдо. Пришлось снова докупать оборудование: печку, вытяжку. Пригласили технолога, он обучил двух ромашкинских поваров итальянским хитростям. Заключили договор со службой такси, организовали доставку пиццы на дом. Сегодня в поселке только две пиццерии: на пике спроса их появилось много, но очень быстро они исчезли: кризис.

Пострелять, полепить и съесть комплексный обед 

«Ромашке» же, кажется, и кризис нипочем. Интересно, что цены здесь не менялись с момента открытия: это принцип. Цены невысокие: это тоже принцип. Один час обходится посетителям в 200 рублей, а шоу мыльных пузырей, например, стоит здесь втрое меньше, чем во Владивостоке (1660 рублей против 4000). Для детей-инвалидов услуги центра и вовсе бесплатны.

В отличие от цен, ассортимент услуг центра постоянно растет.  Посетителей тоже становится все больше и больше: сейчас «Ромашку» в среднем посещает 700 человек в месяц.  «Наша задача, – говорит Кудрявцева, – привлечь в центр, выражаясь канцелярским языком, «новые категории клиентов»: взрослых, подростков и малышей. Сейчас главные наши посетители — дети пяти-шести лет. Они сами родителей сюда тянут. А когда подрастут немножко, им здесь уже не так интересно. Поэтому мы решили расширяться». 

В этом году Ольга Кудрявцева во второй раз приняла участие в конкурсе «Социальный предприниматель» и снова вошла в число победителей. Расширить центр, закупить новое оборудование стало возможно благодаря полученному в Фонде займу размером 4 млн рублей. (Первый беспроцентный заем в размере двух миллионов рублей лучегорцы вернули в декабре прошлого года).

В новом помещении появится комната-песочница, где будут уютно себя чувствовать малыши (от 6 месяцев!) и дети с инвалидностью. «Очень много песка нужно, – восклицает Ольга. – Две тонны». Закуплены и уже начали приходить игровые автоматы — музыкальные, «стрелялки», хоккей, машины. Теперь в центре будет интересно и подросткам. Кафе станет просторнее, а его ассортимент — богаче. Ведь здесь не только справляют праздники, здесь часто обедают сотрудники торгового центра. Но одной пиццей с молочным коктейлем сыт не будешь. Для них Кудрявцева хочет ввести комплексные обеды, а для детей — обогатить меню более диетическими блюдами.

Замахнулись было даже на кинотеатр — сейчас его нет не только в Пожарском, но и в соседних районах. К сожалению, пока доступ к «фабрике грез» для «Ромашки» слишком дорог. Это пока мечта. Однако мечтам, как мы уже знаем, суждено сбываться. Ольга Кудрявцева подыскивает в интернете варианты покупки бюджетного оборудования, так что, возможно, очень скоро большое кино придет и в дальний поселок Лучегорск. XXI век на дворе.

Автор: Екатерина Савостьянова

Дата публикации: 21 сентября 2016



 213   132  
Вам может быть интересно