Под крики чаек и запах кофе: добро пожаловать в музей

А вы можете представить себе музей, где пахнет кофе и можно попробовать блюда Петровской эпохи? Где слышны плеск волн и крики чаек, где скрипят канаты и раздаются звуки морской баталии. Где вы можете подняться на палубу корабля ипочувствовать себя посреди Азовского сражения. И надо добавить, что музей этот находится не около моря, а в столице Черноземья – в Воронеже.

Виват, музей!

Интерактивный музей "Петровские корабли" открылся 25 мая 2019 года (репортаж с открытия музея можно прочитать здесь). Проект выстрелил, словно залп из пушки Петропавловской крепости, ведь он готовился втайне шесть лет! На 400 кв. метрах разместились шесть залов.

В первом, "допетровском", зале можно увидеть фрагменты лодок-долбленок – подобные использовали наши предки. Во втором зале – макеты петровских кораблей и оружия, подлинные экспонаты морского быта.В зале кораблей можно увидеть копию гравюры старинного Воронежа, где виден дом Петра I и князя Меншикова, верфи, кузницы. А рядом – большой макет легендарной крепости Азов.

В полностью интерактивном зале со световыми и звуковыми инсталляциями можно подняться на палубу и почувствовать себя под звуки сражения героем той эпохи.

Посетители детского зала оказываются на борту корабля: сундуки с золотом, мачта, на которую можно залезать, висят канаты и веревочные лестницы– идеальное место, чтобы поиграть в капитанов или пройти квест.

Даже удобства в музее решены в морской тематике: в виде подводной лодки. Характерная дверь, скульптура аквалангиста,за иллюминатором "видны" вода и проплывающий осьминог.

Легенды и полусонные бабушки

Но почему музей – в Воронеже, а не где-нибудь на морском побережье?

Идея родилась шесть лет назад, во время автопробега по Золотому кольцу. Нас собирается машин 17–20, мы путешествуем, знакомимся с достопримечательностями, а вечерами обмениваемся впечатлениями, – вспоминает историю создания музея "Петровские корабли" его основатель Сергей Наумов. – И после Суздаля, вечером, и прозвучала идея открыть в Воронеже музей. Причем хотелось уйти от формата пыльных музейных витрин и "охраняющих" их полусонных бабушек и сделать современный, необычный объект".

Первая идея была посвятить музей воронежским легендам. Таковых набралось около 50. Но как его делать? Единомышленников в этом Сергей Наумов так и не нашел. "Полное равнодушие", – сетует Наумов. На эту так и нереализованную идею ушло больше года.

"Тогда я решил изменить тему музея. Мы расписали все знаковые события в области: от славян до наших дней. И оказалось, что в истории Воронежа два крупных этапа, которые знаменательны для всей страны. Это события Великой Отечественной войны и строительство Петром I первого регулярного российского военно-морского флота. Колыбель флота была у нас, в Воронеже. Грандиозный момент в истории России, а о нем никто ничего не знает!" – рассказывает предприниматель.

По следам Петра Великого

Но музей не сразу строился. Начались мучительные поиски дизайнера и художника, которые смогли бы не просто выполнить работу по указке сверху, а стать сопричастными к общему делу, гореть им, любить историю, как сам Наумов.

Основателю музея пришлось по годам и даже дням изучать историю того периода. А Петр I приезжал в Воронеж 13 раз, прожив в общей сложности здесь 500 дней.

Императорпривозил сюда лучших английских корабелов. Были построены 17 верфей. Только с 1696 по 1711 год на воду были спущены 215 парусников. А в целом кораблестроение в Воронеже продолжалось более 100 лет – Екатерина II начинала строить тут Черноморский флот.

"Я живу в Чижовке, недалеко от того места, где был летний домик Петра, –рассказывает Сергей Наумов. – Он очень любил это место. Высаживал здесь привезенные из-за границы виноград, помидоры, картофель, абрикосы. Сейчас вся Чижовка в абрикосах. Это же петровские – эхо той эпохи!"

Сергей Наумов делал запросы в архивы, отправлял сотрудников в музеи Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы разыскать нужную информацию. Все автопробеги отныне были посвящены петровским местам и истории российского флота. Он посетил свыше 200 музеев в разных регионах России и СНГ, проехал 60 000 км по следам Петра Великого.

Штучный товар

До мельчайших подробностей предприниматель изучил историю военно-морского флота. Например, он может рассказать, откуда на гюйсе (матросском воротничке) три белых полоски. Оказывается, в честь трех знаменитых побед русского флота. Кстати, корабли с этих сражений можно посмотреть в музее.

Но сначала эти корабли, как и другие экспонаты, надо было сделать. У предпринимателя был на трех листах список телефонов дизайнеров. Откликнулся лишь один. "Наша Марина-искусница. Она делает лепнину, панно, расписывает потолки и пишет картины. Она украшение нашего музея", – рассказывает предприниматель.

Всего за период подготовки к открытию музея в этом процессе было задействовано более 100 человек из 11 городов России.

Кольчуги, пики, треуголки, обмундирование гвардейцев – все это штучный товар, сделанный руками реконструкторов.

"Сшить кафтан" – это только звучит просто. На самом деле найти мастеров, которые разбираются в особенностях шитья, пуговицах, пороховых кисетах, цветах мундира, ширине обшлагов и галунов так, чтобы костюм соответствовал исторической правде, невероятно трудно. И стоят они дорого. Сергей Наумов вкладывал свои деньги, привлекал кредиты, которые до сих пор отдает. Серьезную помощь в открытии музея оказал Фонд "Наше будущее", предоставив беспроцентный заем.

Нестандартный подход

На момент открытия в музее было 500 экспонатов. Сейчас более 1000. Многие сделаны по чертежам петровских времен. Другие привозит основатель музея.

"Я теперь завсегдатай развалов и блошиных рынков. Иногда пустой бывает день, а иногда такие редкости находишь, – рассказывает предприниматель. – Нужен был перстень лучника. Натяжение боевого лука до 50 кг, и если у лучника не будет защиты, то тетива ему срежет мясо до кости. Поэтому предки придумали такой защитный перстень. Пять развалов в Турции объехал, но нашел! Теперь его можно посмотреть в нашем музее".

Пришлось разбираться и в видах стрел. Например, стрела сотника была с отверстиями и тупым наконечникам. Она летела с гудящим звуком, пугая лошадей противника, и показывала направление атаки. Еще пришлось разбираться в музейных форматах. Если обычно музей строится вокруг какого-то раритета, то в "Петровских кораблях" главной стала идея, под которуюподбираются экспонаты и концепция.

"Чтобы протестировать формат, я до открытия запускал в музей ветеранов и своих внуков, посмотреть реакцию, –говорит предприниматель. – Стояли, открыв рот. Все можно потрогать, пощупать, везде посидеть или, наоборот, побегать. Нестандартно!"

Нестандартный подход оказался верным. С момента открытия в мае и до нового года  музей посетило 7000 человек.

Экскурсии проводят такие же энтузиасты, как и основатель музея. Главный критерий при приеме на работу был не наличие исторического образования, а любовь к истории.

Под запах кофе…

19 февраля музей провел городской фестиваль "Петровская масленица": блины, Петр I, воронежский воевода, кулачные бои и театрализованные сценки. Идею приняли на ура, на следующий год администрация Воронежа предложила выбирать любую городскую площадку, но… тут случился коронавирус.

"Сначала была паника. Я ведь еще председатель местной "Опоры России", мы звонили друг другу, в администрацию, в Москву. И в этот момент отчаяния звонят из Фонда "Наше будущее" и говорят, что предоставлена отсрочка по займу, что уже подарок, а потом еще и спрашивают: "Чем еще мы можем помочь?" Просто нет слов. Вот это подход!" – рассказывает предприниматель.

В итоге музей стал участником совместного консалтингового проекта Фонда и платформы социальных изменений todogood. Задача –продвижение музея.

"Собрались энтузиасты, которым просто нравится помогать. Они не для галочки делают, им действительно интересно, поэтому они такие идеи выдают!"– воодушевленно говорит предприниматель.

Одним из таких предложений было провести День ВМФ на базе музея. В следующем году отмечается 325 лет со дня основания военно-морского флота. Другая идея – использовать в пространстве музея запахи: кофе и чай, с которыми Россию познакомил Петр I. А потом родилась идея предложить посетителям попробовать старорусское меню и продукты, которые привез Петр. Уже воссоздали рецепты пастилы, мармелада и козьих сыров.

Во время самоизоляции закончили работу в зале "морской славы", посвященном погибшим кораблям. В это же время начали снимать костюмированные ролики "История на троих" с дочкой и внуком. Сейчас в работе уже 5 роликов. Сшиты женские и мужские костюмы, веера, парики. Планируется их использовать во время реконструкции петровских ассамблей.

"Я набросал 12 направлений развития музея, чтобы вывести его на самоокупаемость. Это "музей на выезде", костюмированные фестивали, реконструкции и т.д. Мы будем делать то, что никто из воронежских музеев больше не делает. Пока одни просят: дайте денег, постройте то… Мы ничего не просим. Только не мешайте".

Параллельно Сергей Наумов готовит проект исторического парка под открытым небом "Дикое поле", где будет срез воронежской области по временам и народностям: скифы, сарматы, хазары, печенеги. В новом проекте нужно посчитать газ, электричество – еще много работы.

Остается только удивляться, как ему хватает времени на основной бизнес, на 5 внуков, с которыми нужно поиграть в прятки, и на ежедневное изучение истории. Наверное, также удивительно успевал все и Петр I, правда?

Фото предоставлено Сергеем Наумовым

Автор: Наталия Гладкая

Дата публикации: 3 августа 2020

#социальный предприниматель #воронежская область #todogood

 2279   4  
Хочешь получать свежие новости?
Подписаться
Вам может быть интересно