Роботы как профориентация

Конструктор «Лего» — желанная мечта едва ли не каждого ребенка, научившегося говорить, — оказывается, может стать первой ступенькой успешной профориентации. В Школе молодых инженеров «ВундерКинд» в Иваново дети от «Лего» переходят к робототехнике. Как показывает опыт подобных технических центров, из подростковой любви к конструированию нередко вырастают будущие инженерные таланты.

В Иваново множество спортивных, музыкальных, художественных школ, но найти место, где бы занимались интеллектуальным развитием детей, а тем более развивали у них сложные технические навыки,непросто. Меж тем такая потребность есть, ведь Иваново — не только город невест, но еще и студентов. Здесь работают 18 вузов и филиалов, включая политехнический и энергетический университеты, но, как ни парадоксально, популярностью технические специальности не пользуются — абитуриенты выбирают их из-за наличия свободных бюджетных мест. Чтобы возродить интерес абитуриентов к точным наукам и негуманитарным сферам, начинать надо с первоклассников, уверена социальный предприниматель, руководитель проекта «Школа молодых инженеров «ВундерКинд» Наталья Петрова«Идея обучения детей конструированию и робототехнике витала в воздухе давно, – говорит  Наталья. – Поэтому, как только мы увидели возможность заняться этим, мы сразу за нее ухватились. Аналогов нашему проекту в городе нет, существует лишь один кружок «Робототехника» в муниципальном центре дополнительного образования, но этого для 400-тысячного города явно мало».

Как все начиналось

По признанию Натальи, первоначально идея носила сугубо коммерческий характер. До этого был успешный опыт открытия по франшизе центров дошкольного развития «Сема», а также частных детских садов. Появилось желание поработать и в сегменте младших школьников, а в качестве основного занятия предложить конструирование и робототехнику.

Непосредственным толчком к созданию «ВундерКинда» послужил конкурс Фонда «Наше будущее» «Социальный предприниматель», в котором принимала участие Наталья Петрова.  Изначально она готовила бизнес-план по созданию «ЕвроСада» — альтернативной формы дошкольного образования, но пока шли согласования «ЕвроСад» удалось открыть своими силами. Когда представители Фонда приехали в Иваново оценить степень готовности к реализации проекта, Наталья предложила новую идею — Школу молодых инженеров «ВундерКинд».

В основу учебной программы «ВундерКинда» легла система Lego Education, разработанная педагогами для развития мелкой моторики и технических способностей детей. Наталья Петрова хочет выстроить единую развивающую цепочку: с полутора лет ребенок начинает с развивающих занятий, в которые включены простейшие элементы конструирования из Lego Duplo, затем — более сложные для детей с 4 до 6 лет, после чего ребенок становится «резидентом» Школы молодых инженеров. Строит первых простеньких роботов, потом осваивает программирование и так далее. «К 15 годам перед нами — готовый, увлеченный технарь», – замечает Наталья.

Первые шаги

«Пока мы в самом начале пути, ведем техническую подготовку проекта, – признается Наталья. – Подписываем договор с Фондом «Наше будущее», утверждаем дизайн-проект помещения. Август обещает быть самым напряженным месяцем: одновременно поиск персонала, ремонт и закупка оборудования».

Фонд «Наше будущее» выделил на проект 2 миллиона рублей. На эти деньги приобретут оборудование: наборы «Лего», дополнительные наборы для «продвинутых» пользователей, компьютеры, проекторы и интерактивные доски, лицензионное программное обеспечение. Самое сложное — найти грамотных преподавателей. Для поиска педагогов Наталья Петрова планирует наладить связи с кафедрой программирования Ивановского государственного энергетического университета. Специальный Lego-тренер приглашен из Таллина.

«Надеюсь, что мы успеем открыть центр к 1 октября, благо у нашей команды есть опыт — как-то мы открывали детский сад за две недели», – признается Наталья.

Планы и перспективы

Как только выяснилось, что Школе молодых инженеров быть, Наталья со своей командой оперативно организовала Lego-лагерь для детей от 5 до 14 лет с тематическими сменами. Каждый день почти 50 младших школьников упражняются в конструировании из Lego, а заодно развивают мелкую моторику. Наталья констатирует: «Думаю, большинство из них придут к нам «на роботов». До Нового года планируется набрать 200 учеников школы в трех действующих центрах. Это позволит выйти на самоокупаемость.

Занятия будут проходить один-два раза в неделю, стоимость — около 400 рублей за полтора часа. Предусмотрены скидки: для детей с ограниченными возможностями, если на занятия ходит второй ребенок из семьи, а также «постоянным клиентам» — тем, кто когда-либо посещал другие развивающие центры, организованные Натальей Петровой.

«Наши центры посещает немало детей-инвалидов: с ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом, – говорит Наталья. – Мы попробуем заниматься с ними и конструированием. Думаю, что это будет иметь и терапевтический эффект. Мы хорошо знаем, что, например, дети с аутизмом, даже не умеющие говорить, очень успешны на творческих занятиях. Будем искать те формы конструирования, которые бы максимально подходили подобным детишкам».

В перспективе, как надеется Наталья Петрова, из Школы молодого инженера вырастет большой детский клуб — нечто вроде Дома пионеров, в котором дети школьного возраста будут не только заниматься разнообразным техническим творчеством, но и делать домашние задания — этакая «продленка» с техническим уклоном. В планах также мастер-классы, выездные занятия по Lego-конструированию в школах Иваново и области и городские олимпиады по робототехнике.

Нужны «технари»

«Робототехника как элемент технического образования — современный тренд. Сегодня в Москве и Санкт-Петербурге даже в обычных общеобразовательных школах есть кружки робототехники, подростки повально увлечены ею, – говорит Наталья, – но до Иваново эта мода пока не докатилась. Наш тренер из Таллина рассказывает, что в Эстонии устраиваются национальные соревнования среди школьников по Lego-конструированию, лучшие едут потом на международные турниры. Нам есть куда расти. Если не заниматься популяризацией инженерных специальностей, уже через несколько лет страна неизбежно испытает острую нехватку технических специалистов».

Наталья Петрова надеется, что ее проект поможет вернуть интерес к профессии инженера-конструктора и Иваново приобретет славу не только столицы российского ткачества, но и города молодых инженеров.

Автор: Валентина Петрова

Дата публикации: 16 августа 2015

#социальное предпринимательство #иваново #развитие дошкольников

 1101   99  
Вам может быть интересно