Садовые истории

Родители дошколят знают, как непросто устроить ребенка в садик шаговой доступности. Особенно в такой, где будет уделяться внимание различным способностям и потребностям малыша. «Производственных мощностей» муниципальных учреждений уже давно не хватает на всех желающих, большинство негосударственных садиков не по карману тем, кто «живет на одну зарплату». В последнее время решением проблемы все чаще становятся частные детские сады, история которых развивается не столько в коммерческой, сколько в соцпредпринимательской плоскости. Несколько таких садиков летом 2014 года стали победителями Конкурса «Социальный предприниматель», проводимого Фондом региональных социальных программ «Наше будущее».


Интересно, что, решая общую проблему доступа в детский сад, соцпредприниматели действуют по-разному. Создают инклюзивные детские сады («Ягодка», «Василек», «Я – Гений»). Делают ставку на тиражирование («Разумейка», «Я – Гений»). Комплектуют садик дорогостоящими (и эффективными!) материалами, направленными на раннее развитие («Я – Гений»). При этом, несмотря на заметные различия, у всех проектов есть одна общая черта: за каждым из них стоит собственная, очень личная история создания. История, начинающаяся со слов «Куда отдать ребенка?». Итак, четыре садика – четыре истории в духе «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

 

Ирина Дзарахохова, Владикавказ, Республика Северная Осетия – Алания, проект «Частный детский сад интегративного типа «Ягодка»

 

«Я задумала детский сад, – говорит Ирина Дзарахохова, – когда поняла, что сын очень привязан ко мне и не готов идти в муниципальный садик. А мне хотелось работать и зарабатывать деньги. В тот момент в нашем городе действовала программа самозанятости. Я создала проект детского сада, выиграла конкурс и получила субсидии от города. Изначально задачей «Ягодки» было решение проблемы нехватки мест в детских садах: у нас было две группы по 15 человек. Но по мере того как садик развивался, ко мне стали обращаться родители детей-инвалидов. Поскольку во Владикавказе всего один детский сад интегративного типа и очень много детей-инвалидов находятся вне социума, надежда родителей была только на меня. Сейчас наш сад решает проблему социализации этих детей и обеспечения их услугами дошкольного образования».
Программа инклюзии начала работать. После первых же отзывов об успешной адаптации особых воспитанников число желающих посещать детский сад «Ягодка» увеличилось. «Я поняла, – говорит Ирина Дзарахохова, – что надо серьезно помогать детям-инвалидам и их родителям. Но для этого мне самой нужна большая компетентность, знающие сотрудники и переоборудованная среда. Я прошла обучение в Центре лечебной педагогики в Москве, доработала свой бизнес-план с тем, чтобы трансформировать «Ягодку» из домашнего детского сада в интегративный, в котором до 20% воспитанников будет из числа детей с особенностями развития. Также я наладила сотрудничество с общественной ассоциацией «Организация детей-инвалидов» во Владикавказе с тем, чтобы, демонстрируя результаты работы с детьми с особыми возможностями здоровья (ОВЗ), вместе обращаться к правительству с просьбой о выделении помещения».
В настоящее время садик Дзарахоховой решает такие задачи, как своевременное оказание помощи детям и родителям, раннее выявление возможных нарушений развития, взаимодействие детей и родителей с психологом, логопедом, социальным педагогом. Для этого уже заключен договор с Центром раннего развития, где проводятся совместные занятия специалистов детского сада «Ягодка» и детей, которым нужна помощь и диагностика.
Сегодня Дзарахохова надеется, что государство поддержит ее начинание и выделит под детский сад нужное помещение. При такой помощи со стороны государства сократятся расходы на содержание детей, педагоги смогут получать хорошую зарплату и проходить аккредитацию, а освободившиеся средства можно будет перенаправить для приглашения специалистов из других городов. Кроме того, подобная поддержка позволила бы предоставить особым воспитанникам садика льготные условия оплаты и расширить спектр услуг, направленных на их социализацию и развитие.
Частично решить текущие проблемы детского садика поможет заем, полученный им в Фонде «Наше будущее»: деньги пойдут на закупку оборудования для детей-инвалидов и обучение специалистов. На ближайшую перспективу в «Ягодке» запланированы профессиональная переподготовка персонала и увеличение общего количества воспитанников (до 50 человек), в число которых войдут дети с инвалидностью. Кроме того, благодаря реализации проекта во Владикавказе появится 13 дополнительных рабочих мест.

 


Светлана Васильева, Иркутск, проект «Василек» – инклюзивный детский сад»
 

Детский центр кратковременного пребывания, рассчитанный на 15 воспитанников в возрасте от 1,5 до 4 лет, был создан Светланой Васильевой в 2011 году, когда ее третьему ребенку исполнилось два года. Дело пошло хорошо: вскоре центр стал победителем муниципального конкурса «Лучший частный детский сад», а в марте 2013 года Светлана Васильева получила лицензию на право осуществления образовательной деятельности.
Проект решает проблему доступности детских дошкольных учреждений для детей с ограниченными возможностями. Целью проекта «”Василек” – инклюзивный детский сад» является создание системной модели совместного образования особых и обычных малышей. Проектом предусмотрены коррекционно-развивающие занятия для детей-инвалидов в возрасте от 0 до 3 лет, создание школы раннего развития и детского сада полного дня. Стратегическую цель своей работы Васильева определяет как «развитие гармоничной личности, адаптированной к социуму, формирование духовно-нравственных ценностей ребенка».
В детском саду «Василек» воспитываются 30 детей в возрасте от 15 месяцев до 5 лет, в том числе дети с ОВЗ. При этом в садике созданы условия для раннего выявления проблем развития детей и комплексного сопровождения воспитанников с ОВЗ. По мнению специалистов, оказание своевременной помощи в этом направлении снижает риск возникновения вторичных нарушений развития у детей-инвалидов и усиливает их адаптивные способности.
Механизм устойчивости садика базируется на широком спектре предлагаемых услуг, максимальном охвате детей дошкольного возраста (от 1 до 7 лет), обучении детей с ОВЗ, стабильном спросе среди потенциальных клиентов. «Детский сад – это организация, в которой снизить расходы в разы невозможно. Наш секрет того, как получать прибыль и при этом развиваться, – грамотное управление (совмещение должностей, широкий спектр услуг) и тщательное планирование работы учреждения», – отмечает Васильева.
Заем Фонда «Наше будущее» будет потрачен на интерактивное и сенсорное оборудование, оснащение кабинетов логопеда и психолога, а также дидактический и методический материал для работы с детьми с ОВЗ. В перспективе планируются также благоустройство спортивного зала, дооснащение детской прогулочной площадки.




Лилия Исламова, Уфа, Республика Башкортостан, проект «"Я – Гений" – создание сети детских садов»

История создания садика «Я – Гений» не оригинальна: его возникновение также связано с совершенно конкретным ребенком. «Мне по ряду причин не очень нравился муниципальный детский сад, в который мог пойти мой сын, – говорит Лилия Исламова. – А когда возникли трудности с получением путевки и одновременно выяснилось, что эта проблема встала не только передо мной (в садик не могли попасть дети многих моих знакомых), то я начала действовать!». В настоящее время развивающий центр и садик «Я – Гений» не только решают проблему нехватки мест в дошкольных учреждениях региона (на очереди в детские сады Башкирии стоят 70 000 детей), но и принимают на обучение детей с особенностями развития.
Своей «визитной карточкой» Исламова считает индивидуальный подход к каждому ребенку и комфортабельные условия пребывания (небольшое количество детей в группе и высококвалифицированный педагогический состав). Большая часть занятий ведется по методике Монтессори, кроме того, серьезное внимание уделяется спортивному и хореографическому развитию воспитанников.
Залог экономической устойчивости садика – в стабильном спросе на образовательную услугу, в партнерских, доверительных отношениях с родителями и комплексе дополнительно предлагаемых услуг.

В перспективе автор проекта «Я – Гений» предполагает создать сеть частных детских садов, а в ближайшем будущем планируется открыть группу детей с особенностями развития. Идет работа по созданию кружков дополнительной подготовки по направлениям «Развитие и образование», «Спорт», «Творчество».
Заем Фонда «Наше будущее» будет потрачен на ремонт здания детского сада, оборудование игровой площадки, дидактический материал по методике Монтессори, оборудование групповых ячеек и рекламу.



Татьяна Штайдо, Ростов-на-Дону, проект «Семейный центр «Разумейка»

Детский развивающий центр «Разумейка» был создан в 2007 году, в момент, когда Татьяна с супругом выяснили, что в Ростове нет семейного центра, удовлетворяющего потребности их сына. Когда же стало очевидно, что в районе есть потребность в садике полного дня, был открыт филиал «Разумейки» – частный детский сад. Это произошло в 2010 году, а некоторое время спустя у центра появился и еще один филиал.
«Разумейка» решает традиционную проблему нехватки мест в детских садах (сейчас здесь обучаются 98 воспитанников). В районах, где открыты филиалы садика, очень высокая плотность населения, огромные очереди в муниципальные детские сады и колоссальная переполненность групп, что сказывается на качестве оказания ухода и присмотра, а также на здоровье детей.
Количество детей в одной группе «Разумейки» не превышает 10 человек, а в ежедневное расписание каждой группы включены два сорокаминутных обучающих занятия. Проект одновременно решает задачи по раскрытию талантов дошколят, снижению заболеваемости и подготовке малышей к школе. К работе с детьми привлекается высококвалифицированный педагогический состав, в садике есть штатный психолог, логопед и медсестра.
Финансовая устойчивость семейного центра «Разумейка» зиждется на постоянной рекламной активности авторов проекта, с одной стороны, и непрерывном контроле качества – с другой. Изначально взяв высокую планку, руководство садиков собирается повышать ее и дальше: постоянно контролируется и усовершенствуется качество работы и оказываемых услуг. Такой подход гарантирует пул постоянных клиентов, которые, в свою очередь, с радостью рекомендуют «Разумейку» своим знакомым и друзьям.
При этом Татьяна Штайдо подчеркивает, что дебет с кредитом ее социального предприятия сходятся сегодня где-то у нулевой отметки: прибыль возможна только в том случае, если наполненность садов будет составлять стабильные 100%. Для дальнейшего развития очень нужны и беспроцентные займы, и господдержка в любой форме – и организаторам садика, и родителям.
Говоря о перспективах, Татьяна Штайдо отмечает, что заем Фонда «Наше будущее» будет потрачен на открытие нового филиала «Разумейки» в Ростове-на-Дону в собственном помещении. Появление нового филиала, проектирование и ремонт которого будут осуществляться в соответствии со всеми требованиями к детскому саду (в арендованных помещениях реализовать это не представляется возможным), откроет перспективы для получения садиком лицензии и последующего сотрудничества с государством. Социальный предприниматель надеется, что итогом этого станут различные субсидии садику и родителям: возврат НДФЛ, использование материнского капитала, субсидии на погашение расходов и т.д. Частичная компенсация оплаты за сад со стороны государства сделает его более доступным для многих семей.
«Мы хотим, – говорит Татьяна, – чтобы воспитание детей в дошкольных учреждениях было удобным, гармоничным, эффективным, безопасным и доступным. И потому планируем открыть филиалы “Разумейки” в каждом спальном районе Ростова-на-Дону. А еще мы работаем над вопросом тиражирования детских садов с данной системой организации учебно-воспитательного процесса в других городах России».

Автор: Ира Форд

Дата публикации: 14 сентября 2014

#дети #инва #инклюзия #творчество #доу #северная осетия #иркутская обл #башкортостан #ростовская обл

 948   130  
Вам может быть интересно