Если следовать принципам, однажды они принесут прибыль

Татьяна Каргина, управляющий партнер зеленого агентства «Велес» рассказала порталу «Новый бизнес» о том, как развивается агентство «Велес», и какие интересные и важные акции и проекты удалось реализовать за минувшие три года.

Татьяна, вы давали интервью нашему порталу три года назад. Напомните, пожалуйста, как появилось агентство «Велес» и в чем его уникальность?

Рождение нашего «зеленого» агентства «Велес» тесно связано с деятельностью федерального «зеленого» же общественного движения ЭКА. Не секрет, что гранты на экологические проекты найти не так просто. Некоторое время мы, сотрудники движения ЭКА, были в поисках устойчивой финансовой модели развития. Ответ нашелся сам собой, когда в ЭКА стали поступать запросы от коммерческих компаний. Как общественная организация, ЭКА не могла выполнять коммерческие проекты. Так и появилось в 2012 году эко-агентство «Велес». 10% от прибыли агентства идет на реализацию проектов ЭКА. Сотрудники «Велеса» одновременно являются координаторами и экспертами проектов некоммерческой организации ЭКА, часто делая это на волонтерской основе.
Деятельность агентства можно разделить на две составляющие: с одной стороны - события и акции, с другой – масштабные проекты, которые нацелены на реализацию идей корпоративной социальной ответственности (КСО) для различных компаний.

И, наверное, рассказ о конкретных мероприятиях «Велеса» логичнее начать с событий и акций, да?

Пожалуй, да: ведь с них все и началось! Первым событием, которое мы организовывали как агентство, был корпоративное мероприятие «Зеленый день» для компании Toyota. Мы постарались сделать это событие максимально экологичным - в соответствии с концепцией нашего агентства, но в то же время адаптировали программу под запросы заказчика. Был проведен субботник с раздельным сбором отходов на территории Лосиного острова, в национальный парк переданы скворечники и кормушки для лосей и оленей, установлены новые информационные знаки о правилах поведения на заповедной территории. Даже одноразовую посуду мы использовали из эко-материалов. На столах не было мяса, только рыба. Еще был эко-квест. Это – новый формат командообразующих игр, который используется на заповедных территориях. Участники отвечают на вопросы по экологии, выполняют задания по фотографированию определенных редких видов растений и так далее. Кроме того, мы организовали мастер-классы по росписи эко-сумок и изготовлению эко-блокнотов.
Но именно это событие и показало нам, что традиционный формат «корпоратива», даже на эко-тематику, все-таки не имеет большой социальной значимости. Хотя в ходе мероприятия была проведена уборка острова, было сделано что-то полезное для лосей, мы не оставили за собой мусор, но какого-то грандиозного социального наполнения в нем не было. И когда мы организовывали дальнейшие мероприятия с коммерческими заказчиками, то постарались предусмотреть нечто более социальное значимое. Таким было следующее мероприятие, реализованное с компанией PepsiCo.

Расскажете о нем подробнее?

В ходе этой акции 80 сотрудников компании PepsiCo за несколько часов высадили в Подмосковье гектар леса на выгоревшей территории. Акция прошла в формате эко-квеста по спасению планеты, все материалы для работы были подготовлены лесниками.

В дальнейшем мы организовывали подобные мероприятия для разных компаний. Вспоминается интересный случай: к нам обратилась небольшая компания, у которой не было достаточно средств, чтобы организовать выезд на природу. Мы обратились к волонтерам, которые помогли в реализации. Для нас это стало историей о том, что если у компании немного средств, но сотрудники хотят сделать что-то хорошее, мы на это откликаемся, порою, даже в ущерб прибыли. Для нас важна нематериальная составляющая нашего дела, наша социальная миссия, и мы стараемся в любой ситуации найти приемлемое решение.

Вообще, как мне кажется, тема «Посади дерево» сейчас является трендовой…

Да, мы сами заметили, что «Велесом» реализовано немало мероприятий, связанных с посадкой деревьев. Скорее всего, это связано с набором представлений об экологии, в которые входят истории про сбор мусора и посадку деревьев. Но поскольку в Москве на посадку деревьев выделяются средства из городского бюджета, регулярно проводятся тендеры на эту тему, то мы агитируем своих заказчиков на поездки на выгоревшие территории Подмосковья: в этом случае социальный эффект будет выше, несмотря на транспортные затраты и возможные неудобства для сотрудников.

Вы сказали, что со временем агентство «Велес», приобретя определенный опыт, от организации разовых акций перешло к реализации проектов?

С самого начала работы агентства мы понимали, что нам интереснее реализовывать интеллектуальные  проекты, чем «корпоративы», проведение которых, по большей части, является технической работой. И в прошлом году мы нащупали интересную нишу, где смогли реализовать свои эко-амбиции и желание работать с серьезными проектами. Этой нишей стали образовательные общероссийские эко-проекты, а точнее - разработка и проведение уроков на экологическую тему. Сейчас мы  плотно работаем с такими проектами.

Я знаю о проекте «Мобильные технологии для экологии»….

Да! Этот интересный и масштабный проект был реализован агентством «Велес» совместно с компанией МТС. Все началось с семинара для сотрудников отделов КСО, где ЭКА проводила презентацию по возможностям для волонтерской деятельности (в рамках ЭКА мы давно работаем с российскими школами и делаем экологические образовательные проекты), а компанию МТС заинтересовал выход на широкую школьную (учительскую) аудиторию с экологическим контентом. На семинаре родилась идея проекта – и в результате мы разработали урок «Мобильные технологии для экологии». Этот проект учителя провели в 1,5 тысячах школ, и кроме того, в 20 регионах были проведены городские эко-фестивали и интеллектуально-ролевая игра для старшеклассников «Зеленая экономика». Это был для нас очень интересный и масштабный проект: мы полностью разработали продукт с нуля! Разработка авторского комплекта для учителя, набор и обучение координаторов фестивалей в регионах – нужно было решать самые разнообразные задачи, и у нас все получилось.

Но ведь это был ваш не единственный образовательный проект, так?

Да, проект «Мобильные технологии для экологии» имел успех, и следующим нашим проектом стали «Хранители воды» - общероссийский проект, который реализуется в рамках федеральной целевой программы «Вода России» по инициативе Минприроды, и финансово поддерживается компанией PepsiCo. Этот общероссийский проект похож на наш общий проект с компанией МТС, и представляет собой полностью разработанный нами школьный урок с элементами интерактивных творческих заданий, где ученики всех классов с практической точки зрения узнают, как можно и нужно экономить воду: дома, в школе, на природе. Этот урок пройдет в российских школах уже в апреле 2015 года, и, как мы надеемся, в нём примет участие не меньше 3000 школ, а по итогам урока состоится общероссийская акция «Нашим рекам и озёрам — чистые берега!»

Кроме того, мы уже разработали урок-приключение для старшеклассников, желающих определиться с будущей профессией. В этом уроке «зашита» игровая история и эко-контент: на уроке ребята попадают на необитаемый остров с ограниченными ресурсами и получат шанс построить на нём сильное, успешное, процветающее общество. Работая в команде, школьники будут выбирать различные профессии, в том числе профессии, связанные с экологией, в ходе игры им приходится делать выбор в разных ситуациях. А по итогам игры на интернет-портале урока они смогут ввести свои результаты и увидеть, свою ли роль они играли. После этого каждый участник урока пройдет ряд профориентационных тестов, где он сможет лучше узнать себя и осознать, какая профессия ему больше подходит.
Интересно, что одним из партнеров этого проекта является фонд «Капитаны России», который финансирует начинающие российские бизнесы и обучает молодых предпринимателей. От этого Фонда есть запрос выявить наиболее перспективных школьников, которые получат гранты на обучение по образовательной программе «Капитаны России».

Татьяна, а сейчас, отойдя от темы акций и проектов «Велеса», расскажите о существующих тенденциях вокруг эко-темы?

Сейчас в обществе (и бизнесе) существует хорошая тенденция – интерес к эко-проектам в области КСО развивается, для многих (как правило, международных) компаний этот интерес является частью политики. К сожалению, российские компании отличаются от международных тем, что более склонны к реализации каких-то разовых акций, чем к системным решениям (например, к изменениям в производственном процессе в пользу эко-подхода). Но поскольку существует тенденция, то есть надежда, что и российские компании будут более серьезно вкладываться и задумываться именно о системных эко-проектах.

Коснулся ли агентства «Велес» и кризис, и есть ли у вас какие-то антикризисные идеи?

Все проекты, которые мы сейчас реализуем, были согласованы еще в до-кризисный период. Но вероятно, уже в ближайшее время мы ощутим кризис, ведь первыми в строке «сократить расходы» оказываются маркетинговые бюджеты и бюджеты КСО.
А в качестве антикризисных мер мы задумались о создании продукта не только для компаний, а для широкого круга людей – например, думаем про детские эко-программы, детские лагеря, детские программы выходного дня.

Трудно ли быть социальным предпринимателем?

Отличие социального предпринимательства от «просто-бизнеса» состоит в том, что в первом случае на прибыль могут влиять (и влияют) миссия и принципы компании, а также  определенные ограничения во взаимодействии с потенциальными клиентами. Но в команде агентства «Велес» все разделяют общие принципы, и потому сложностей и противоречий нет. И хотя агентству необходим определенный уровень прибыли, чтобы его сотрудники также могли свое время и часть прибыли выделять на деятельность и развитие нашего общественного движения ЭКА, но опыт говорит, что когда изначально отвечаешь миссии своей компании, то появляется особая энергия, энергетика… И она привлекает нужного заказчика! И ты уже не ищешь заказов, не растрачиваешь свои силы на поиски того, для кого работать, а просто делаешь свое дело.

Вы не раз употребляли «миссия», «принципы»…

Кстати, интересный факт -  хотя агентству «Велес» уже три года, и оно имеет вполне конкретную «зеленую» репутацию, до сих пор ему поступают запросы на организацию мероприятий, не связанных с эко-темой. Мы отказываемся от подобных сотрудничеств – для нас важнее соответствовать заявленной миссии, пускать энергию в русло экологии и формировать соответствующее общественное мнение.
Наш секрет прост: мы не гонимся за сиюминутной прибылью. Мы осознали, что в социальном предпринимательстве нужно пройти долгий путь, который даст возможность разглядеть свою уникальную нишу, уникальный продукт и продолжать следовать своим принципам – и они обязательно принесут прибыль. Может быть, не сегодня, не завтра и не в следующем месяце, но в перспективе нескольких лет – точно!

Автор: Ирина Форд

Дата публикации: 2 апреля 2015

#социальное предпринимательство #экология #велес

 826   137  
Хочешь получать свежие новости?
Подписаться
Вам может быть интересно