Снять доспехи воина: бизнес-история "Мамы Жени"

Евгения Белонощенко – психолог и писатель, дизайнер и фридайвер, социальный предприниматель и мама пятерых детей. 20 лет назад она основала международную франчайзинговую сеть центров развития ребенка "Бэби-клуб".

Предприниматель и обладатель премии "Импульс добра – 2013" за личный вклад в развитие социального предпринимательства в России рассказала порталу "Новый бизнес", в чем секрет успеха ее проекта, успевает ли она быть мамой и предпринимателем, когда появятся худи с алфавитом от студии Артемия Лебедева и что ждет "Бэби-клуб" дальше.

Поздравляю, вас копируют!

20 лет назад Евгения работала в Самаре в фирме родителей, которые хотели видеть дочь продолжательницей дела. Жизнь казалась предопределенной. Но все изменилось во время семинара выдающегося педагога-новатора, разработчика уникальных методик по обучению чтению, математике, русскому и английскому языкам Николая Зайцева. Именно там Евгения Белонощенко решила открыть свой детский центр. И в 2000 году при поддержке мужа Юрия Белонощенко основала его в квартире, которую ей подарили родители. Первые три года она одновременно была руководителем "Бэби-клуба", подбирала персонал, работала с детьми. Через три года сеть начала развиваться, в 2009-м было открыто уже 23 клуба.

"Это была настолько новая по тем временам услуга, что многие всерьез считали, что эти клубы только для элиты, – вспоминает предприниматель. – Потом клубы стали открываться один за другим в рабочих и спальных районах Самары. Мы были первыми, но в какой-то момент некоторые наши учителя и наши клиенты поняли, что им нравятся такой формат и система, и они стали открывать похожие центры под своим брендом! Первый такой пример я восприняла болезненно, возмущалась, как не стыдно брать и повторять чужое! А мой друг успокоил: "Поздравляю тебя. Копируют только хорошее".

Построить целый бэби-мир

Клубы открывались стремительно. В какой-то момент в Самаре насчитывалось 100 похожих детских учреждений. Они были не то что в каждом районе, а в каждом квартале.

"И теперь, когда в Москве мне начинают рассказывать про конкуренцию, я говорю: "Подождите, вы не знаете, что такое конкуренция, вы не были в Самаре!"– смеется Евгения. – Чтобы удерживать лидерство,мы постоянно учились, добавляли новые методики, форму, дизайн. И снова нас копировали. А мы снова меняли формат. И до сих пор так делаем. Мы стараемся задавать некий тренд, некий стандарт детского клуба".

Сначала "Бэби-клубы" принимали детей от трех лет. А когда Евгения познакомилась с книгой Масару Ибуки "После трех уже поздно", то решила заниматься с двухлетними детьми. В "Бэби-клубах"во время игры развивают все виды интеллекта ребенка и не просто готовят его к детскому саду и школе, но и помогают осознать себя как личность.

Сейчас в клубахфраншизызанимаются дети от 8 месяцев до семи лет. В рамках самостоятельного проекта с 2016 года открыта сеть частных детских школ с гуманистическим подходом "Белая ворона", а для учителей и родителей – "Университет баланса".

Рождение франшизы

В 2007 году Юрию Белонощенко предложили работу в Москве, семья переехала в столицу, а бизнес остался в Самарской области. Конечно, отсутствие Евгении сильно сказывалось. Кроме того, в отношении "Бэби-клубов" началась недобросовестная конкуренция.

"Надо было спасать сеть, – вспоминает она. – Кроме того, мы понимали, что у каждого клуба должен быть хозяин. Все-таки даже самый лучший директор – всего лишь исполнитель. Он не рискует деньгами. И мы стали думать, как оптимизировать работу, чтобы директора стали как собственники и ответственней относились к бизнесу, болели им, как мы. Юра рассказал о системе франчайзинга, и мы решили развиватьэто направление".

Сначала был подготовлен ребрендинг в студии Артемия Лебедева. В результате обновился сайт, появился яркий логотип с анималистическим алфавитом, который не спутаешь ни с одним другим. Был создан отдельный методический центр. "Потом стали отдавать собственные клубы франчайзи под ключ и открывать уже на новых условиях новые клубы по всей стране", – рассказывает Евгения Белонощенко.

Сейчас международная франшиза "Бэби-клуба" охватывает 56 городов, насчитывает 169 клубов, которые ежедневно посещают 22 000 детей.

Франшиза предполагает несколько вариантов.

  • Развивающий центр "Бэби-клуб" для детей от 3 месяцев до 7 лет с занятиями кратковременного пребывания.
  • Развивающий центр "Бэби-клуб Light" для детей от 8 месяцев до 5 лет с занятиями по 45 минут (письмо, чтение, счет).
  • Билингвальный "Бэби-клуб" с общеразвивающими занятиями на английском языке.
  • Детский сад полного дня с развивающими занятиями для детей от 3 месяцев до 7 лет Baby-club Kindergarden.

"Видимо, нам это отмерено"

"В чем секрет успеха? – рассуждает Евгения Белонощенко. – Юра всегда знал самые современные бизнес-технологии, к нашим партнерам приезжали лучшие бизнес-тренеры. Но для меня это была не бизнесовая история. Я так была увлечена идеей бережного интеллектуального развития малышей в раннем возрасте, что просто окунулась в эту атмосферу с головой. Все эти 20 лет я горела этим. Не думала о прибыли, а старалась сделать качественный продукт: красивая форма, лучшие методики, достойный бренд. Мы не боялись рисковать деньгами, вкладывали даже недвижимость, которая досталась в наследство от родителей. Так бывает, только когда горишь своим делом. Знаете, кому-то свыше предначертано быть врачами, а нам, видимо, отмерено воспитание счастливых детей. Мне просто хотелось, чтобы дети с удовольствием учились, чтобы они бежали в клубы, а потом и в нашу школу "Белая ворона".

Самоизоляция показала, что курс оказался очень верным. В то время как многие школы испытывали трудности при переходе на дистанционный режим,"Белая ворона" и все "Бэби-клубы" сделали это быстро. Более того, даже в кризис были продажи франшиз.

Погода для предпринимательства

"Мама Женя"– так написано на сайте "Бэби-клуба"– не только сама разработала систему и структуру занятий с детьми, направленных на развитие всех способностей малыша, но смогла создать и эффективную команду, которая всем этим занимается. "С помощью векторного психоанализа я научилась понимать, кто какой работой может лучше заниматься: продавать, обучать, писать тексты и т.д. И как режиссер поставила каждого на свою роль, – говорит она. – В результате мы спокойно преодолевали все кризисы. Кризис – это же природа предпринимательства, и ты не можешь с ней бороться! Только принимать".

По ее словам, гораздо сложнее быть женой и партнером, когда все разговоры дома только о работе. А еще труднее –мамой и предпринимателем.

"Этот баланс невозможно соблюсти, –говорит она. – Я сейчас поговорю с вами, но не успею что-то с дочкой, займусь ей, но не успею что-то другое. Всегда есть жертвы. Долго для меня "Бэби-клуб" был семьей, а семья была на втором месте. И я решила это изменить. У руля теперь Юра. Мужчины по природе воины, им проще. Бизнес часто заставляет выбирать меньшее зло для сохранения компании, а женщина в принципе не может выбирать зло. И когда принимаешь такие решения, это тебя разрушает. Я не хочу больше быть воином, я хочу быть мамой. Поэтому я сейчас снова занимаюсь красотой – взяла на себя создание торгового дома, где будут товары и для наших партнеров, и для внешнего рынка".

Это будут яркие футболки и худи, зонтики и дождевики, канцелярские принадлежности и сувениры. "Это будет одежда радости с буквами от студии Артемия Лебедева, эта одежда вернет в детство",– рассказывает Евгения.

Компанию, по ее словам, ждет смена формата. Довольно долго они с мужем строили семейную компанию, где каждый партнер был словно частью семьи. Но построение семейной компании возможно в рамках 20–70 клубов, а когда их больше 200, это уже во вред. Новый ориентир – классическая бизнес-компания. Стратегия развития будет направлена на максимальное масштабирование, удержание и привлечение новых партнеров.

"20 лет в "Бэби-клубе" пролетели очень быстро. И это показатель того, что это была счастливая жизнь", – считает основательница компании, мама и жена Евгения Белонощенко.

Фото предоставлено Евгений Белонощенко, а также из группы "Бэби-клуб" в facebook

Евгения Белонощенко, основатель «Бэби-клуба»: как выстроить франчайзинговую империю

Автор: Наталия Гладкая

Дата публикации: 22 июля 2020

#дополнительное образование #премия "Импульс добра" #Бэби-клуб #бизнес-мама

 397   2  
Хочешь получать свежие новости?
Подписаться
Вам может быть интересно