«Там, где пехота не пройдет». Малый бизнес готов работать в «неблагоприятных зонах» экономики

Обещания государства поддерживать малый бизнес часто остаются просто словами. Впрочем, у этой медали есть и обратная сторона. Малый бизнес, не имея возможности конкурировать с крупными компаниями, ищет для себя ниши. И как правило, это ниши, в которых крупному бизнесу работать неудобно.

Вот и занимаются предприниматели освоением депрессивных регионов, трудоустройством инвалидов и прочими социально полезными видами бизнеса. Но для успеха предпринимателю мало придумать идею, нужно еще привлечь финансирование, которое и реализовать задуманное поможет, и некоторую подстраховку обеспечит.

Всем миром

Одним из модных способов привлечь инвестиции в малый бизнес стали краудфандинговые порталы. Самые популярные – Boomstarter и Planeta. Как говорят бизнесмены, собравшие средства на этих сайтах, краудфандинговые порталы – это психологически приемлемый способ попросить денег у друзей и знакомых. Ведь собственной аудитории у этих сайтов нет. И все же некоторым проектам удается набрать достаточно крупные суммы для старта.

Проект Гузели Санжаповой «Трудоустроим деревню вместе: медовый мусс с ягодками» поддержали 808 спонсоров, они собрали 1 268 131 руб., на 268 131 руб. больше, чем было заявлено. Свой бизнес выпускница МГУ окрыла уже после того, как поработала на крупную корпорацию. «Я поняла, что это не мое, поэтому решила шить галстуки-бабочки и женские рубашки, – говорит Гузель. – Проект Cocco Bello был запущен три года назад, инвестиции в старт составили около 50 000 руб., и тут я обошлась своими силами».

Идея с медом появилась позднее и оказалась связанной с личными мотивами Гузели. В уральской деревне Малый Турыш живет отец Гузели, он держит свою пасеку. «В какой-то момент речь зашла о том, нужна ли эта пасека, – рассказывает предпринимательница. – Вокруг деревня и мало приспособленные к жизни бабушки, рынка сбыта нет… Да я и сама мед не ем. Тогда мы стали думать, что можно сделать с медом, чтобы он был не таким сладким. Придумали добавлять туда ягоды. Выяснилось, что производство такого меда возможно, а для рынка это будет новый оригинальный продукт».

Не откладывая в долгий ящик («Не люблю затягивать процессы, все должно происходить быстро!» – замечает Гузель), девушка заказала оборудование на 200 000 руб. и заявила свой проект на Boomstarter. «Об этом портале я узнала случайно, – делится опытом Гузель. – Конечно, идея безвозмездной помощи привлекательнее мысли о банковских кредитах. Мы сняли видео, рассказывающее о нашем проекте, о том, что он поможет вернуть жизнь в деревню. Показали, как будет готовиться наш мед. А дальше началась работа. Краудфандинговые порталы подразумевают большую и кропотливую работу, чудес не бывает, и к этому надо быть готовым».

По словам Гузели, желающим собрать средства на краудфандинговых порталах надо в первую очередь не полениться и почитать рекомендации самих порталов. «Хорошо бы начать подготовку месяца за два до размещения, – рекомендует Гузель. – Промониторить прессу, написать пресс-релизы, отснять качественное и интересное видео. И самое главное – продумать историю. Потому что покупать будут ощущение сопричастности к вашей истории, а уже потом продукт или услугу. А затем придется работать в социальных сетях – писать и писать всем вашим личным друзьям».

Сейчас Гузель Санжапова производит около 200 кг крем-меда в месяц. Однако лакомства пока не хватает для того, чтобы выйти в продуктовые сети. Объем производства для этого придется наращивать. «Пока проект висел на Boomstarter, обещала себе, что больше никогда не буду собирать средства на краудфандинговых порталах, – признается Гузель. – Но теперь понимаю, что все может быть».

Стоит отметить, что прежде чем искать инвестиции на краудфандинговых порталах, неплохо все-таки иметь стартовый капитал, хотя бы на видеосъемку. Какой бы хорошей ни казалась идея собственного бизнеса, нужно отдавать себе отчет, что массовой поддержки она может не получить. «Краудфандинговые порталы не подходят для проектов b2b; на них не стоит заявлять сложные продукты, например, технологические, очевидную пользу которых для повседневной жизни нельзя объяснить конечному потребителю, – комментирует директор IT-проектов кластера информационных технологий «Сколково» Альберт Ефимов. – Более того, краудфандинговые порталы стоит скорее считать маркетинговым инструментом, который показывает жизнеспособность проекта, а не инструментом для привлечения инвестиций. Их нужно искать в других местах».

Ловись, рыбка

Идея поддержки малых населенных пунктов как никогда популярна. Помочь деревне, как выясняется, хотят не только отдельные граждане разной степени состоятельности, но и крупные компании. Так, например, «Норильский никель» решил поддержать индивидуального предпринимателя из села Караул, задумавшего возродить летний рыбный промысел в поселке Байкаловск на Таймыре.

Реализацию своей идеи Яков Болин начал еще в 2012 г., сам всю жизнь рыбачил, поэтому изнанку рыбного промысла знает хорошо. «В Байкальске рыбаки жили на то, что наловили (читай – заработали) зимой, – рассказывает Яков Болин. – Для летнего лова не было инфраструктуры – тех же морозильных камер, да и транспортный вопрос не был решен. И никто не хотел всем этим заниматься. Тогда мы стали думать, как ситуацию можно исправить. У меня уже был опыт работы с «Норильским никелем»: администрация края посоветовала подать документы на грант от компании для нашего проекта «Наш общий дом» – тогда мы построили летний чум для детей. Знакомство мы поддерживали, поэтому с новым проектом сразу обратились в «Норникель».

Над составлением и сбором документов пришлось поработать, но труды по прохождению бюрократических препятствий того стоили – на реализацию проекта «Возрождение летнего промысла» Яков Болин получил ссуду в размере 7,3 млн руб., это беспроцентный заем, который должен быть возвращен через четыре года. Миллионы крупной корпорации пойдут на необходимые закупки: камеру шоковой заморозки, рефрижераторный контейнер для хранения рыбы, дизель-генератор и лодку с мотором для сбора продукции по промысловым точкам в летний период. Старт проекта назначен на август–сентябрь этого года, а полная реализация займет два года.

Согласно документам, представленным в управление благотворительных программ Заполярного филиала «Норникеля», Яков Болин должен создать 17 новых рабочих мест. Объемы отловленной рыбы у предпринимателя растут. Если до проекта «Возрождение летнего промысла» предприниматель получал квоту и вылавливал в среднем 4 т рыбы в год, то уже в 2012 г. смог увеличить объем до 7 т, а в 2014 г. – до 12 т.

«Рыбу сдаем в магазины и на рыбоперерабатывающие предприятия Норильска», – говорит Яков Болин. Дело движется, но рыболовецкий бизнес легким не назовешь. «У нас бизнес сезонный, лучше всего рыба идет весной и осенью, – раскрывает детали Яков Болин. – В летние месяцы приходится просить рыбаков брать отпуска за свой счет. Но зато сотрудники работают легально. Сейчас трудоустроено 14 человек. Кроме того, мне удалось создать действительно хорошие условия для рыбаков, сейчас никто из моих сотрудников не старается сбывать рыбу на стороне».

Впрочем, не стоит думать, что поддержка рыболовов не приносит «Норникелю» пользы. Крупные корпорации давно поняли свою выгоду от вложений в социальные проекты. «Крупные компании столкнулись с проблемами, мешающими развитию бизнеса в регионах: значительным оттоком людей из регионов, высоким уровнем алкоголизма, наркомании, – считает директор центра корпоративной социальной ответственности (КСО) института «Мирбис» Светлана Герасимова. – Это привело к пониманию, что если не заняться социальными программами, то через 5–7 лет в компании некому будет работать. Таким образом, стала формироваться корпоративная ответственность бизнеса, когда в социалку становится вкладываться выгодно с точки зрения развития бизнеса, маркетинга, то есть продвижения компании, и менеджмента».

Компании это не скрывают. Свою благотворительную программу «Мир новых возможностей» «Норникель» называет примером социального инвестирования, стремясь выдавать на конкурсной основе гранты на конкурентоспособные проекты, которые способствовали бы развитию регионов.

Встать на ноги

История любого социального предпринимательства – это личная история. Роман Канаев от рядового служащего новосибирской фирмы, занимающейся ремонтом компьютеров, дорос до руководителя, но мечтал работать на себя. Поворотным моментом стала случайная встреча с одним из клиентов сервиса. «Он был слепоглухонемой, но сам, еще до приезда специалистов, смог верно диагностировать неисправность в компьютере, да еще донести до меня, как и что там нужно чинить, – рассказывает Роман Канаев. – Это произвело ошеломляющее впечатление. Тогда я задумался о том, что инвалидам надо дать возможность работать».

Разумеется, давать инвалиду работу – хотя бы ремонтировать компьютеры – с точки зрения бизнеса вещь рискованная, поэтому за такие проекты предприниматели обычно берутся, только получив какие-либо льготы или субсидии. Чаще их предоставляет государство, но в случае с Романом в роли инвестора выступил частный благотворитель. Проект «Старт для каждого», который позволяет найти работу для инвалидов, начался с того, что Роман получил беспроцентный заем от Фонда «Наше будущее» на 400 000 руб. По словам бизнесмена, о фонде он узнал от знакомого на курсах социального предпринимательства.

«Если проект нацелен только на максимизацию прибыли и не несет в себе решения социальных задач, то это обычный классический бизнес. Если же присутствует только социальная составляющая и отсутствует прибыль, то это благотворительность, – поясняет директор фонда «Наше будущее» Наталия Зверева. – Для социально-предпринимательских проектов обязательно наличие двух составляющих: социальной миссии и финансовой устойчивости».

По словам Романа, выйти с предложением о работе к инвалидам оказалось непросто. Через центры занятости к участию в новом проекте команда Романа смогла привлечь около 300 человек. Но многие сразу признавались, что им нужна только отметка, потому что они и дальше хотят просто получать субсидии и пенсии. В результате отбора для обучения было сформировано всего 3 группы по 15 человек. «Из них до конца курс прошли всего 5 человек, – говорит Роман Канаев. – За это время мы поняли, что совсем немногие люди с ограниченными возможностями в нашей стране действительно хотят работать, зарабатывать и самореализовываться. И это первая проблема, с которой мы столкнулись. Вторая проблема связана с общественным мнением – инвалидам не доверяют, поэтому мы не афишируем, что у нас работают именно инвалиды. Для того чтобы у людей поменялось мышление и взгляд на проблему, наверное, нужен отдельный проект».

Несмотря на все сложности, компания Романа Канаева уже вышла на прибыльность. Обороты предприниматель осторожно не раскрывает, но отмечает, что за первый год прирост прибыли составил 20%. Беспроцентный заем фонду выплачивается согласно графику, а предприниматель раздумывает о путях дальнейшего развития. «Сейчас нам важно досконально понять механизм отбора людей, – делится планами Роман Канаев. – От этого зависят и качество работы, и репутация компании, и в конечном счете прибыль. Затем мы решим, расширяться ли нам в рамках своего города или идти в другие регионы».

Источник: "Компания"

Автор: Мила Кретова

Дата публикации: 24 августа 2015

#социальное предпринимательство

 947   121  
Хочешь получать свежие новости?
Подписаться
Вам может быть интересно