10 бизнес-моделей для социального предприятия. Часть 2

На этапе от идеи до открытия бизнеса важно получить представление о рабочих схемах. Эксперты давно заметили – прежде чем разрабатывать подробный бизнес-план с расчетами, стоит понять, что подходит конкретному человеку для комфортной и успешной работы. Для этого нужно определить, кто ваш клиент, в чем ценность продукта и как на нем можно заработать.

Вам помогут модели, которые успешно и давно работают на рынке разных стран.

Платформа

Такая модель подойдет социальному предпринимателю, который оказывает информационные услуги или выступает посредником. Бизнесмен может создать интернет-ресурс или проводить выставки, ярмарки, презентации и др. Простой пример подобной бизнес-модели – ресурсы, на которых художники, ювелиры, мастера прикладных искусств продают свои изделия. Можно установить фиксированный процент за каждую заключенную сделку.

Ключевые элемента платформы:

Сообщество – все ее участники.

Инфраструктура – инструменты, сервисы и правила работы.

Данные – то, что связывает спрос и предложение. Например, вид товаров и услуг, которые размещены на платформе.

Франчайзинг

Понятие "франчайзинг" стало привычным даже для людей, далеких от бизнеса. По этому принципу работает большая часть сетевых магазинов, кафе, клиник, центров дополнительного образования.

Суть модели – успешный бизнес предоставляет готовую модель работы другому предпринимателю. Тот, кто передает право, называется франчайзером. Сторона, которая получает, – франчайзи. Платеж за передачу прав называют паушальным взносом, дальнейшие выплаты – роялти. Франчайзи получает узнаваемый товарный знак и стиль, эффективные стандарты работы, маркетинговые материалы, IT-решения и за счет этого легко находит клиентов.

Подписка

Суть модели – клиенты вносят регулярную плату за доступ к услуге. Это устойчивая схема, так как позволяет бизнесу планировать уровень дохода. Подписку можно назначить за журнал, на покупку кофе, использование программного обеспечения. Абонемент на занятия спортом и танцами – та же модель.

Клиент останется преданным компании и не уйдет к конкурентам, если постоянно совершенствовать услуги, предлагать программы лояльности. Кстати, плату можно списывать не только помесячно, но за год или квартал.

Консультации

Удобная модель для профессионалов с подтвержденным опытом. Преподаватели, врачи, юристы, эксперты в любой сфере передают свои знания и наработки, дают рекомендации за плату.

На начальном этапе придется набирать клиентскую базу. Когда бизнес выстроен, можно планировать уровень дохода – чаще всего консультации дают на регулярной основе. Например, если это занятия с репетитором.

Образовательная модель

Бизнес-модель, близкая к консультированию, – образовательная. В данном случае продуктом становятся знания.

Формат работы – лекции, очные или онлайн-курсы, индивидуальные занятия. Для этой модели важно понимать, какое обучение востребовано в обществе. Например, сейчас очень актуальны знания по программированию или предметам ЕГЭ.

Кстати, не обязательно самому быть экспертом: если вы знаете достаточное число профессионалов в какой-то сфере, пригласите их на работу. Плюс шаблона в том, что он легко масштабируется.

Лизинг

С английского языка слово "lease" переводится как "аренда". Но на самом деле модель сочетает в себе аренду и кредит. История модели начинается в XIX веке. Тогда компании покупали дорогостоящие автомобили и передавали их клиентам в длительное пользование за фиксированную плату.

Интерес бизнеса к лизингу в нашей стране вырос в 1998 году, когда был принят Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)".

Особенность модели – цена имущества значительно снижается к концу срока аренды, когда лизингополучатель вправе его выкупить. Предметом сделки может быть дорогое оборудование, недвижимость, земля, автотранспорт.

Торговая площадка – маркетплейс

Модель становится все более популярной. Ее используют и крупные банки, и соцсети, и предприниматели.

Задача организатора – сделать удобную, интуитивно понятную платформу, на которой продавцы и покупатели смогут быстро и безопасно заключать сделки. Отличие от бизнес-модели "Платформа" в том, что это всегда онлайн-формат, а комиссию или подписку назначают за размещение и продажу.

Также есть возможность дополнить набор платных услуг – за продвижение или премиум-показы.

На торговой площадке можно предлагать товары одной категории от разных продавцов, например украшения, или разных видов – услуги фрилансеров (дизайнеров, копирайтеров, программистов). Бывают глобальные площадки – по типу Ozon или Wildberries.

Комплектация

Довольно распространенная модель, если речь идет о дополнении главного товара или продукта полезными, удобными и необходимыми опциями. Комплексный обед в столовой или покупка приложений, карт памяти, наушников для гаджета – это и есть комплектация. Кстати, по такому же принципу работают фитнес-клубы, когда помимо занятий по абонементу предлагают приобрести индивидуальные тренировки, массаж или услуги специалиста по питанию.

Продажа по частям

Модель, по которой компания предлагает клиенту использовать не полный продукт, а его часть. Это выгодно обеим сторонам. Например, экономтуристы или студенты снимают кровать в комнате хостела, а владельцы снижают стоимость обслуживания.

По этой же схеме работает совместная аренда имущества.

От продукта к услуге

Похожая модель использовалась еще в советские времена. Тогда можно было взять напрокат бытовую технику или пианино. Однако от аренды схема отличается тем, что клиента интересует не сама вещь, а услуга от нее. Это, например, каршеринг или прокат самоката, велосипеда, коньков на короткий срок.

Фото: depositphotos

10 бизнес-моделей для социального предприятия

Что такое бизнес-модель? И какие их готовые решения можно использовать в сфере социального предпринимательства?

Дата публикации: 28 марта 2022



 240   3  
Хочешь получать свежие новости?
Подписаться
Вам может быть интересно