Открываем хостел

Быть первым всегда непросто, зато интересно. Сооснователь сети хостелов «Достоевский» в конце 2010 года открыла в Новосибирске свой первый бюджетный отель — на тот момент единственный в городе. Вслед за этим новосибирский рынок хостелов «взорвался»: по словам владелицы «Достоевского», за полтора года открылось порядка 80 % всех хостелов, которые сегодня работают в городе. Сеть «Достоевский» насчитывает 17 гостиниц и продолжает расти. В мае 2015 года Марина Никифорова стала лауреатом премии «Имульс добра» в номинации «За лучший молодежный проект в сфере социального предпринимательства». О том, как оценить потенциал рынка и воспользоваться предоставленными возможностями, найти целевую аудиторию, не прогадать и не прогореть, Марина Никифорова рассказывает на основе своего почти пятилетнего опыта.

С чего начать? С оценки рынка, его конкурентоспособности и потенциала. Необходимо сразу понять, насколько город привлекателен для туристов, кто посещает его в качестве гостей, какие гостиницы уже есть, насколько развита посуточная аренда квартир, каков уровень цен.

Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что такую оценку вполне по силам провести самостоятельно, находя информацию в интернете, обзванивая гостиницы и сравнивая полученные сведения. Хостелы «Достоевский» в основном рассчитаны на 20–40 человек, поэтому перед открытием не требуется каких-то масштабных исследований. Проекты на 200 и более человек, конечно же, требуют более серьезной подготовки.

Не бойтесь быть первыми

Когда мы открывали первую бюджетную гостиницу в городе, у нас не было никакого опыта в бизнесе — набивали свои шишки сами. И спросить-то было некого, потому что конкурентов на тот момент в этом сегменте просто не существовало. Поехали в другие города, смотрели там хостелы, сравнивали, общались с владельцами. За образцово-показательными примерами обращались к зарубежной практике — изучали, как устроены хостелы там, где они зародились.

За поддержкой и помощью обращались в Городской центр развития предпринимательства, где юристы и бухгалтеры помогали нам делать первые шаги. Ниша хостельного размещения тогда была новой и для нас, и для них, и мы вместе сидели и скрупулезно изучали законы, но потом, по мере работы, все равно пришлось еще не раз самим погружаться в законодательство, изучать Гражданский кодекс.

Расположение, помещение, комнаты

После анализа законодательной базы и ситуации на рынке стоит сразу переходить к поиску помещения. Это необходимо, чтобы максимально четко просчитать экономику проекта. Весь бюджет будущего хостела чаще всего привязан именно к специфике помещения, так как львиная доля расходов — это плата за аренду, которая зависит и от состояния недвижимости, и от ее расположения относительно ключевых объектов города.

У нас есть целый список критериев, которому мы следуем при выборе места для нашего очередного проекта. Ключевые пункты — это расположение (желательно рядом с центром или удобными транспортными развязками) и удобная планировка и функциональность помещения. Обязательно должны быть изолированные комнаты, место под кухню и достаточное количество санузлов. На основе этих первоначальных данных комплексно рассчитывается весь проект, включая количество спальных мест и предполагаемый уровень цен.

При открытии нового хостела мы рассматриваем несколько вариантов, стараемся просчитать каждый из них и останавливаемся на каком-то одном. Конечно, здорово, когда помещение находится в собственности. Для максимальной уверенности в выборе формы собственности можно взять рыночный уровень арендной ставки и сравнить его с планируемыми расходами в случае использования собственной площади.

Ремонтируем и рекламируем

После того как помещение выбрано и план необходимой трансформации пространства намечен, наступают следующие этапы: ремонт и предварительный маркетинг. 

Еще до фактического открытия каждого нового хостела мы начинаем регистрацию на сайтах бронирования и параллельно занимаемся отделкой, обустройством и меблировкой комнат.

Покупка мебели, как правило, самая затратная часть стартового бюджета. В наших первых хостелах она «съедала» львиную часть расходов – так, что у нас даже не оставалось денег на рекламу. Поэтому первых клиентов мы привлекали, сразу выходя на онлайн-площадки для размещения хостелов. На старте мы задействовали все возможные бесплатные методы: партизанский маркетинг, сарафанное радио, нерекламные публикации в СМИ. И только спустя год после открытия первого хостела мы смогли позволить себе платную рекламу.

Персонал — душа хостела

Подбор персонала стараемся начать как можно раньше. Как показывает опыт, главным критерием выступает не профессиональный багаж будущих администраторов, а их предрасположенность к работе в сфере гостиничного бизнеса. Хостельный рынок не относится к быстро окупаемым, здесь невозможно платить большие зарплаты, зато есть особая, дружелюбная атмосфера, поэтому обычно в хостелах работают те, у кого действительно душа лежит к сфере гостеприимства.

Чтобы открыть первый хостел, не нужна большая команда. Мы начинали вдвоем с моим первым партнером, Ксенией Черниковой, но работали много, вкладывая в проект все свое время. Затем постепенно начали нанимать по одному администратору в каждый хостел.

Для укомплектованного штата нового проекта достаточно трех администраторов и одного управляющего, роль которого нередко выполняет сам владелец. Рабочий график администраторов зависит от каждого конкретного случая, но главное, чтобы ресепшен работала круглосуточно. Безопасность помещения обеспечивается, как правило, наличием тревожной кнопки, сейфовых шкафов и видеонаблюдения.

Дальше — легче

Как только местный рынок начал развиваться и появилась ощутимая конкуренция, мы поняли, что пришло время расти и развиваться. Следующим этапом стало расширение номерного фонда нашего хостела, а затем — открытие новых бюджетных гостиниц.

Сейчас, при расширении сети и при открытии новых проектов в Новосибирске и в других городах, все проходит иначе. При очередном запуске хостела все процессы запускаются намного быстрее и требуют меньше трудозатрат. Мы уже знаем, какие каналы надо подключить: сразу запускаем платную рекламу и быстро нанимаем подходящих администраторов.

Наша сеть активно развивается полтора года, что — с точки зрения рынка — небольшой срок. Поэтому пока что собственных ресурсов не хватает, и открытие новых хостелов нашей сети, как правило, осуществляется силами франчайзи. Если мы сами начнем открывать собственные хостелы в других городах, то нам понадобится управляющая компания, а к такому масштабу трат мы пока еще не готовы.

«Высокий» и «низкий» сезон

Проработав в данной сфере более 4 лет, мы точно понимаем, что необходимо регулярно анализировать работу каждого хостела. Мы ежегодно собираем информацию, загоняем ее в графики и сравниваем показатели для того, чтобы скорректировать работу в будущем. Благодаря этому анализу видно, когда и какие номера более популярны и почему наблюдается «просадка».

С одной стороны, ярко выраженной сезонности мы не видим. Скорее, есть колебания заполняемости номеров по конкретным месяцам. Если брать Новосибирск, то стабильно высокими остаются новогодние праздники, март, апрель и летние месяцы, когда в город приезжает большое количество туристов и абитуриентов. Имея на руках эти данные, мы можем корректировать ценовую политику.

С другой стороны, есть постоянные циклы, актуальные для каждого отдельно взятого города. Например, ежегодные кампании по поступлению в вузы или сессионное время, когда съезжаются заочники. Для этих групп клиентов мы делаем особые акции. Например, на период сессии предлагаем специальные 2–3-недельные тарифы. Иногда напрямую договариваемся с конкретными вузами, которым не хватает своих общежитий. Условия договоренности разные: от размещения печатной или интернет-рекламы до устных рекомендаций в приемной комиссии. Например, в этом году нас активно рекомендовал Новосибирский государственный университет экономики и управления. Для нас такое сотрудничество важно и полезно, в том числе и с имиджевой точки зрения. 

География и ценность общения

Целевая аудитория разнится от города к городу. Где-то больше спортсменов, где-то — обыкновенных туристов, а где-то превалируют бизнесмены, так как в черте города построен крупный экспоцентр.

Если смотреть широко, то наши клиенты — это люди от 20 до 35 лет. Среди них значительную долю, конечно, составляют иностранцы, но их процент сильно зависит от города, его транспортной доступности и туристической привлекательности. По России иностранцам достаточно сложно путешествовать в одиночку и тем более по «нетуристическим» местам — наша среда пока не очень для этого адаптирована. Довольно много иностранцев посещают города, стоящие на Транссибирской магистрали. Это популярный маршрут.

Как ни банально это звучит, для иностранных гостей главное — сочетание цены и качества. Они смотрят на доступность цен и наличие хороших отзывов предыдущих клиентов. Еще для них очень важна атмосфера. При выборе места, где жить, интуристы нередко осознанно предпочитают гостиницам или посуточным квартирам хостелы из-за более демократичной атмосферы: в хостелах легко найти новых знакомых и провести время в дружеской компании. Для многих туристов общение — главная ценность в поездках. И это тоже часть наших услуг.

 

Дата публикации: 30 октября 2015



 1105   173  
Вам может быть интересно