«…Если бить в одну точку и не сходить с пути, вы добьетесь успеха»

Артур Шомахов занимается бизнесом уже 25 лет, перепробовал массу направлений и видов деятельности. В его активе – несколько успешных стартапов. В 2013 году он запустил собственный косметический бренд, базирующийся в Японии. Сегодня это — компания с оборотом в десятки миллионов долларов США в год. В последнее время Артур еще и довольно популярный fb-блогер — его заметки читают тысячи людей в социальных сетях. Предлагаем вашему вниманию бизнес-советы от Артура Шомахова, в которых он обобщил свой четвертьвековой предпринимательский опыт.

  • Качество работы ваших людей не зависит от того количества денег, которое они зарабатывают. Я это знаю точно. Но платить вы должны столько, сколько может позволить себе компания. Жадничать — последнее дело.
  • Если работник говорит, что он уйдет, и вы сразу повышаете ему заработную плату в надежде удержать, значит, вы ему недоплачивали.
  • Если работник хочет уйти (по любой причине!), никогда его не останавливайте. Он все равно уйдет. Максимум того, что вы могли ему дать, вы уже дали.

Про совещания и не только

  • У нас в компании нет постоянных планерок. Когда все знают, что надо делать, в сборищах нет необходимости. Совещания собираются только по конкретным поводам и только в ситуации, когда необходимо коллективное участие. Иногда месяцами у нас нет общих собраний.
  • Все, что вы должны делать как владелец бизнеса, — не мешать людям работать, создавать правила игры, следить за тем, чтобы законы, которые вы установили, соблюдались неукоснительно, и определять стратегию развития. Все.
  • Выбирайте всегда самых лучших людей, которые вам доступны. И не бойтесь, что они будут умнее вас, — это нормально. В конце концов, они работают на вас, а не наоборот.
  • Два человека в компании всегда должны выглядеть идеально: это исполнительный директор и ассистент президента. Все остальные пусть ходят на работу как хотят.

Три книги вместо двухсот

  • Есть три книги, которые стоит прочитать по бизнесу: 1) «Бизнес в стиле фанк», авторы Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстале; 2) «Жесткий менеджмент», автор Ден Кеннеди; 3) «Продавая незримое», Гарри Беквита. Эти книги работают. Все остальное — для общего развития. Я прочитал в общей сложности около 200 книг по бизнесу и знаю, о чем говорю. Мне жаль потраченного времени.
  • Если бить в одну точку и не сходить с пути, вы добьетесь успеха в любом случае. Еще раз: в ЛЮБОМ случае. Нельзя ошибиться в самом главном, в направлении, но на то вы и босс, не так ли?..
  • Какой бы рынок ни был плотный, всегда есть место и время для еще одного бизнеса.

Про клиентов и партнеров

  • В разговорах с партнерами и клиентами всегда оставляйте за собой право на люфт. Вы не можете отвечать за все события в этом мире, которые влияют на конечный результат, но вы можете дать понять, что вы сделаете все возможное, все от вас зависящее. Это работает. Если, конечно, вы на самом деле делаете все возможное…
  • Доверять партнерам можно и нужно, но никогда не верьте клиентам. Ни при каких условиях. Ни за что. Ваш клиент может быть совершенно искренним человеком, но завтра его переедет трамвай, и вы будете с долгами на руках. Я видел десятки компаний (в Японии, России и по всему миру), которые умирали только потому, что верили клиентам. Есть возможность — страхуйте риски. Нет возможности — есть аккредитивы, предоплата, банковские гарантии и отпуск товара по факту.
  • У вас должен быть профессиональный сторонний аудит. Всегда. И это не обсуждается.
  • На серьезных направлениях всегда работают минимум двое. Минимум!
  • Репутация — ваша и компании — это не то, от чего «приятно на душе», а то, что приносит заказы.
  • Отвечайте всегда за свои слова или держите рот закрытым, если не уверены.

Здоровье и интуиция не должны подводить

  • Следите за своим здоровьем. Иначе вы подарите все другим людям. И не факт, что вашим близким.
  • Доверяйте себе. Если вам кажется, что что-то не так, значит что-то точно не так!
  • Самое важное в бизнесе — это интуиция. Маркетологи, социологи, консультанты и прочие специалисты по ведению бизнеса имеют смысл только тогда, когда вы уже чего-то добились. Честно говоря, я вообще не верю в перечисленных умников. Правильный человек может подсказать вам правильный вектор, но, если вы не пропустите идею через себя, не почувствуете ее, не поймете, у вас ничего не получится.

Про деньги и зарплаты

  • Весь ваш авторитет кончается ровно в том момент, когда у вас нет денег, чтобы выдать заработную плату. Мне повезло — у меня такого (тьфу-тьфу-тьфу!) не было. Но я видел многие компании, где было. Печальное зрелище.
  • Были года, когда мои работники зарабатывали больше меня. Это непросто, но если вы начинаете с нуля, это неизбежность.
  • Бизнес — это работа на капитализацию, а не на ежемесячный доход. Понимайте это хорошо. Если вы не можете продать компанию, потому что она никому не нужна, то вы такой же наемный работник, только у вас мера ответственности больше в разы.
  • С определенного этапа вы вынуждены брать чужие деньги потому, что своих уже не хватает. Это неизбежное зло. Иначе нет развития. Будьте осторожны в выборе тех, кто вам предлагает свои финансы. Деньги обладают очень «злой» энергетикой. Будьте предельно щепетильны, иначе один «неправильный» доллар сегодня — завтра заберет все.
  • Нет денег — идите в сферу услуг. Есть деньги — идите в производство.
  • Когда не верят в ваши идеи — это нормально. Важно, чтобы вы сами верили в них. Потому, что вера принесет стратегию, а стратегия принесет достижение цели.
  • Чтобы удержать позиции, надо бежать очень быстро. Чтобы развиваться — бежать изо всех сил. Это не красивая аналогия. Это — реальность…

Источник: Страница Артура Шомахова в Facebook

Автор: Артур Шомахов

Дата публикации: 8 сентября 2015

#бизнес-советы

 710   133  
Вам может быть интересно