Франшиза: инструкция по применению

Франчайзинг в России из года в год становится все более популярным. Успешные предприниматели охотно делятся раскрученными торговыми марками, а начинающие бизнесмены не менее охотно этими брендами пользуются. Давайте разберемся, чем же так привлекательна франшиза, какие документы нужны для ее создания и как регламентирует эту деятельность закон.

«…Стал он жить-поживать да добра наживать, бренд его приобрел популярность, а доходы потекли рекой…» Многие считают, что именно такая сказочная концовка венчает любую историю предпринимательского успеха. На самом же деле как раз в этот триумфальный момент для бизнесмена все самое важное только начинается.   
Владелец процветающего предприятия на лаврах обычно не почивает, а думает о расширении дела и выходе на новые рынки. Пока бизнес на пике, упускать шанс нельзя. Но новые рынки — это новые риски. И, конечно, новые вложения. А свободные средства есть не всегда. Да и контролировать филиалы в разных городах крайне сложно. Для тех, кто пока не готов играть сеанс одновременной игры на нескольких досках, есть отличный выход — создание франшизы. 

Имя — это судьба

Что же такое франшиза, как ее открыть и какие выгоды она сулит? За этим загадочным французским термином кроется самая обычная концессия, то есть право пользования брендом и бизнес-моделью успешного предприятия. Приобретается франшиза, разумеется, за деньги и на определенных условиях.

Схема достаточно проста: владелец популярной торговой марки (франчайзер) заключает договор с начинающим предпринимателем (франчайзи), позволяя ему открыть дело с использованием своего раскрученного бренда. При этом стороны детально оговаривают все нюансы сотрудничества, подписывая соответствующие документы при оплате франшизы.

Выгоды для франчайзера очевидны: он масштабирует собственный бизнес, не неся никаких затрат. Более того, он прилично зарабатывает на продаже своего имени.   

И франчайзи, со своей стороны, получает немало преимуществ от такого сотрудничества. Беря «в аренду» известную марку, он использует все выгоды от ее солидной репутации и, кроме того, заимствует уже готовую, отшлифованную годами бизнес-модель. Ему не приходится изобретать велосипед и набивать шишки, начиная дело с нуля. К его услугам — опыт успешной фирмы, а значит, риск провала значительно снижается.

Слово есть, а закона нет

Простота идеи и явные выгоды для заинтересованных сторон позволили франчайзингу (то есть виду коммерческого сотрудничества, подразумевающему покупку-продажу франшизы) завоевать огромную популярность в мире за самое короткое время. Не стала исключением и Россия — хотя у нас в силу некоторых обстоятельств это направление в бизнесе развивается медленнее, чем могло бы.

Дело в том, что в отечественном законодательстве сам термин «франшиза» до сих пор отсутствует. Хотя в Государственную Думу пару лет назад и поступил проект закона о франчайзинге, депутаты его отклонили. Документ был отправлен на доработку.

Но это вовсе не значит, что сейчас франшиза в России находится вне правового поля. Главный нормативный акт, который регламентирует подобную деятельность, — это Гражданский кодекс, и в частности глава 54, посвященная коммерческой концессии.

Однако в этом своде законов содержится информация скорее общего плана. Что же касается конкретных деталей «аренды бренда», то тут все зависит только от самих участников концессии. Поэтому главное, что нужно для франшизы, — документы, в которых будут четко оговорены все условия будущего сотрудничества.
Чтобы репутация раскрученной торговой марки не оказалась под угрозой, а фирма случайно не «уплыла» в руки нечистоплотных партнеров, франчайзеру стоит максимально серьезно отнестись к правовой стороне вопроса.

Документы для франшизы

Нужно учесть, что набор необходимых бумаг может существенно разниться в зависимости от того, чем именно занимается та или иная компания: реализацией товаров, производством продукции или оказанием услуг. И все же существует некий базовый перечень соглашений, применимый практически к любой ситуации.  

Итак, что включает в себя пакет документов для франшизы?

1. Договор коммерческой концессии (договор франчайзинга, договор лицензии).

В нем оговариваются условия передачи прав на использование товарной марки, секретов производства и методов ведения бизнеса. Это основополагающий документ, определяющий отношения сторон, поэтому его составление требует особого внимания. Лучше не пользоваться типовыми образцами, а разработать собственный контракт, в котором будут учтены особенности вашего бизнеса.

В договоре необходимо указать перечень передаваемых партнеру исключительных прав (на товарный знак, на знак обслуживания, на коммерческое обозначение, на ноу-хау и т.д.), определить территорию их использования, а также оговорить способ и сроки выплаты вознаграждения.

Этот документ нужно зарегистрировать в Роспатенте, иначе он будет считаться недействительным. К слову, франчайзи стоило бы заглянуть в Роспатент еще до подписания бумаг и выяснить, действительно ли его будущий партнер обладает правами на товарный знак, являющийся предметом франшизы. Иначе может выйти неприятный казус.

2. Концепция развития предприятия-франчайзера.

В этот презентационный блок входят документы, описывающие товары и услуги компании, принципы ее работы, формат ведения бизнеса, а также план построения франшизной цепи.

3. Стандарты работы франчайзи.

Это своего рода настольная книга нормативов, которых неукоснительно должен придерживаться инвестор, купивший право на использование бренда. К таким нормативам относятся:

  • руководство по корпоративному стилю (брендбук), где оговариваются правила использования торговой марки;
  • предписания относительно стандартов помещения, регламентирующие оформление, размеры, требования к безопасности и т.д.;
  • требования к сотрудникам, определение обязанностей и штатное расписание;
  • схемы бизнес-процессов, отражающие ассортиментную и ценовую политику, а также регламентирующие организацию поставок и правила обслуживания клиентов; 
  • правила маркетинга и рекламная стратегия.

4. Руководство по оперативному управлению.

Этот свод документов включает в себя описание организационной структуры компании, системы делопроизводства и бухучета, стандартов контроля и отчетности. Кроме того, в этом разделе должны быть прописаны должностные инструкции, правила найма и обучения персонала.

5. Руководство по запуску.

В этом блоке перечисляются все этапы открытия  предприятия по франшизе, оговариваются финансовые требования к партнерам и указывается перечень необходимых документов. Здесь же прописывается система поставок и эксплуатации оборудования для предприятия.

6. Финансовая модель франшизы.

Этот раздел содержит детальный расчет предполагаемых затрат и прогнозируемой прибыли компании. Он призван дать наглядное представление об экономической эффективности и коммерческой привлекательности бизнеса для инвестора.

Пакет документов для создания франшизы может быть размером с увесистый фолиант, а может состоять всего из нескольких листочков. Он формируется в соответствии с запросами партнеров и особенностями конкретного бизнеса. Но чем внимательнее и ответственнее отнесутся обе стороны к составлению своей «конституции», чем скрупулезнее пропишут в ней все детали — тем выше гарантия, что их общий бренд будет процветать и приносить немалый доход.

Автор: Иван Кайдаш

Дата публикации: 28 сентября 2016

#франчайзинг #бизнес советы

 1701   172  
Вам может быть интересно