Океан возможностей Романа Аранина

Сегодня в России более 10 млн людей с ограниченными возможностями, каждый из которых ищет поддержку от государства и бизнеса в решении своих повседневных и оттого особо острых проблем. Как открыть устойчивый бизнес, который бы действительно помогал инвалидам? Как запустить по-настоящему инновационный проект реабилитации? «Голубой океан», типовая документация и минимизация затрат на ремонт запчастей за рубежом – вот лишь некоторые секреты успеха одного из самых ярких российских социальных предпринимателей Романа Аранина. О том, как создать бизнес, рост которого за последний год превысил 100%, рассказывает создатель «Observer – мастерская по ремонту инвалидных колясок и центр дистрибьюции запчастей».


Начиная работу над созданием соцпредприятия для инвалидов, стоит использовать стратегию «голубого океана» – поиска еще не охваченных, но потенциально существующих на данный момент потребностей. Есть традиционный бизнес, так называемый «красный океан», в котором с каждым годом ситуация становится все жестче. Условия бизнеса в «голубом океане» принципиально отличаются изначальным отсутствием высокой конкуренции. Как, например, в нашем случае с мастерской: государство, соцслужбы, фонд социального страхования вроде как должны ремонтировать инвалидам коляски, но де-факто выходит так, что они этого не делают. Мы увидели в обществе эту потребность и восполнили нишу.

Высший пилотаж данной стратегии – реализовать проект, когда этого спроса даже нет. В то время как в нашей компании возникла идея создания в России пляжей для инвалидов, подобной потребности у населения не было. Люди не понимали, что так должно быть. Теперь мы задали этот стандарт и создали этот «голубой океан». Я всем рекомендую оглянуться вокруг, и вы обязательно увидите один-два-три таких океана.

На российском рынке сегодня много подобных возможностей. К сожалению или к счастью для нас, когда я приезжаю в Германию, то оглядываюсь вокруг и не понимаю, как им вообще удается продавать ступенькоходы (мобильные инвалидные лестничные подъемники) и кому это надо. Там уже есть понятие «универсальный дизайн»: здания сразу строятся так, что ничего преодолевать не надо, и делать бизнес в этой сфере у них практически невозможно. Поэтому, c одной стороны, очень плохо, что у нас недостаточно сервисных мастерских для инвалидных кресел, плохо, что у нас повсеместно нет безбарьерной среды. С другой стороны, вот он – «голубой океан» с сервисом, вот он – «голубой океан» с безбарьерной средой, который останется «голубым» еще лет 20.

Использовать возможности рынка стоит лишь со знанием специфики отрасли. Здесь все-таки надо быть в теме. Мы уже обучили два поколения чиновников соцзащиты в Калининграде тому, как правильно общаться с инвалидами, что такое технические средства реабилитации и т.д. Прийти спонтанно и начать такой бизнес не получится, потому что должно быть полное погружение в среду, и здесь мы готовы поделиться своими наработками.

Умейте распознавать свои конкурентные преимущества. Например, уже в процессе развития социального предприятия стоит осуществлять ремонт запчастей колясок или реабилитационной техники для инвалидов самостоятельно, а не за рубежом. Это хорошее конкурентное преимущество. Все деньги, выделяемые государством на закупку оборудования, проходят через аукционы. В случае с самостоятельным ремонтом вы будете монополистом в своей области. Если соцслужбы организуют аукцион по ремонту колясок в вашем регионе, то вы сможете самостоятельно устанавливать цены, потому что из-за отсутствия реальных конкурентов даже не к чему прицениться.

Для оптимизации деятельности компании необходимо иметь четко отработанную схему работы с персоналом. Она очень эффективна, если часть сотрудников – инвалиды. Существуют специальные программы, которые значительно облегчают жизнь тем, кто не может каждый день ходить в офис и должен часто контролировать ситуацию именно удаленно. Использование специальных программ, подобных «Битрикс24», – это действительно удобно и работает просто на 100%. С их помощью можно ставить задачи, контролировать их выполнение, видеть, кто из сотрудников что делает в данный момент.

В работе с клиентами и государственными службами помогает наличие заранее подготовленной базы с типовыми документами, письмами и наполовину заполненными бланками. Например, если к вам обращается человек, которому необходимо сделать осмотр инвалидной коляски, а у вас уже есть типовой акт осмотра – вам остается лишь внести какие-то изменения по данному ремонту. А это еще один способ эффективно сэкономить время и усилия сотрудников.

Автор: Анастасия Сухорослова

Дата публикации: 17 сентября 2014



 961   119  
Хочешь получать свежие новости?
Подписаться
Вам может быть интересно