Будущее за глаголом "делись"

Шеринг – калька от английского to share – делиться. Иначе его еще называют экономикой совместного пользования. То есть вы можете коллективно использовать вещи или услуги, но при этом необязательно ими владеть. Главная психологическая установка тренда – взять в аренду дешевле, чем купить. Главная экономическая установка – продать вещь можно лишь один раз, а сдавать в аренду можно много раз, а это выгоднее.

Про дырки, дрель и лозунги

"Шеринг-экономика превращает потребителя в предпринимателя. Сегодня это катализатор трансформации бизнеса в глобальную площадку, где люди больше не делят знания и навыки, а делятся ими друг с другом", – описал Forbes суть этого многогранного и по экспоненте набирающего обороты явления.

По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, в 2019 году объем шеринг-экономики в России достиг 770 млрд рублей. По подсчетам консалтингового агентства PwC, к 2025 году мировой объем превысит $335 млрд. И это притом, что саму концепцию совместного потребления сформировали на заре 2000-х.

Причин роста несколько. Первая – изменение потребительского поведения. Советские дедушки могли десятилетиями копить на машину. Сесть за баранку собственной "Волги" – это была гордость, статус, символ положения в обществе. И этой ценностью делиться? Такое даже в голову не пришло бы! Сейчас машина больше не самоцель, зачем копить годами, если можно взять напрокат ровно на нужное время?

Вторая причина – распространение и развитие ИT-технологий, платформ и сервисов, позволяющих напрямую связывать пользователей, у которых есть спрос и предложение. Делиться друг с другом стало так просто, и это поистине всепланетный процесс.

В-третьих, мир испытывает кризис перепроизводства и связанные с этим проблемы экологии. А четвертая причина – экономические встряски последних десятилетий. Люди хотят экономить. Они поняли, что им не нужна четвертьдюймовая дрель, им нужна четвертьдюймовая дырка в стене! Это изречение американского экономиста Теодора Левитта, кстати, является неформальным слоганом шеринг-экономики.

От крыльев ангела до елки: чем делятся люди друг с другом

На основании этой модели возникло множество бизнесов. Такое ощущение, что нет такой сферы, где был бы невозможен шеринг! Поиск машин с водителем (Uber), аренда автомобилей (каршеринг), совместное использование автотранспорта (карпулинг), совместное финансирование проектов (краудфандинг), аренда жилья для деловых поездок и путешествий (Airbnb), совместная аренда офисов (коворкинг). Но и это не все!

Бебишеринг – обмен/продажа/аренда детских вещей. Фудшеринг – это не просто направление, а самостоятельное движение, даже философия, позволяющая перераспределить излишки продуктов между нуждающимися людьми. Течение зародилось после доклада Организации продовольствия и сельского хозяйства ООН, в котором было озвучено, что 1/3 произведенной на планете еды уничтожается.

Прокат живых растений для фотосессии или для декорации свадебного торжества. И как хит этого направления – аренда живых новогодних елей в кадках. Плюсы очевидны – аромат хвои, не мучают угрызения совести из-за срубленного ради праздника дерева, ведь после аренды его высаживают в грунт.

Как альтернатива библиотекам есть шеринг книг, а еще появились платформы аренды зарядных устройств, строительных инструментов, горнолыжного оборудования и, конечно же, одежды.

Сегодня, по данным РБК, ежегодно производится 150 млрд предметов гардероба. Этого достаточно, чтобы каждый житель Земли ежемесячно обзаводился 1–2 новыми вещами. К 2030 году потребление одежды и обуви увеличится с 62 до 102 млн тонн. Представляете, если все это выбрасывать! Шеринг одежды становится настоящим спасением. Есть целые авторские коллекции, сшитые специально для проката, процветает аренда свадебных и fashion платьев, аксессуаров для фотосессий (например, крыльев ангела) и даже шеринг мужских рубашек. Взяв их на недельную аренду, можно забыть об их покупке, стирке, глажке. Удобно!

А еще есть медицинский шеринг, где врачи предоставляют онлайн-консультации, и даже аптечный, где люди делятся лекарствами, оставшимися после выздоровления.

Шеринг пятого поколения

Своей философией, которая бросает вызов ценностям сверхпотребления, нивелируя философию обогащения, шеринг-экономика смыкается с социальным бизнесом, которому тоже важны не сверхдоходы, не статус, а решение каких-то важных проблем.

Шеринг эволюционирует. Эксперты Школы бизнеса ВШЭ выделяют пять этапов его становления. Первый – secondhand sharing – обмен одеждой, книгами. Второй – torrent sharing – выход шеринга в онлайн, распространение фильмов, музыки и др. Третий – uber sharing – объединение онлайн и офлайн – мы начали делить офисы, дома, транспорт. Последние годы мы переживаем четвертый этап – social sharing – люди предпочитают взять в аренду дорогую вещь вместо того, чтобы долго на нее копить.

Сегодня мы стоим на пороге пятого этапа – conscious sharing, или осознанный шеринг. Люди начинают осознанно делиться предпринимательской волей, инициативой, социальными и бизнес-проектами, стараясь сделать других соавторами в общем преобразовании мира.

Например, мало было Роману Аранину создать фабрику Observer по производству крутейших инвалидных колясок! Так он еще открыл франшизу по прокату и ремонту колясок, причем там работают люди с инвалидностью, а конечным потребителям услуга ничего не стоит, поскольку оплачивается потом ФСС!

Многодетная мама Мария Калашникова из Казани твердо верила, что родители должны "творить" вместе с детьми, она "расшарила" свою идею, открыв студию семейного творчества "Вместе с мамой", которая была поддержана Фондом "Наше будущее".

Или ряд иностранных примеров. В 2016 году чилийский архитектор Алехандро Аравена воплотил свой самый известный проект – Half of a Good House. У государства не было средств на строительство социального жилья для тысячи иммигрантов на севере Чили. Аравена придумал построить половину дома: каждой семье был предоставлен бетонный каркас с кухней, ванной и крышей, а оставшиеся полдома все жители со временем достраивали сами. Таким образом, идея соавторства показала не только экономический, но и социальный эффект.

Предприниматель Хью Фернли-Уиттингстол с помощью площадки Landshare объединяет землевладельцев и начинающих садоводов – вместе они выращивают собственную еду. Сейчас в Великобритании в огородный нетворкинг вовлечены свыше 60 тысяч человек (землю предоставляют частные пользователи, футбольные клубы, общежития и даже церкви).

Чтобы превратить квартиру в образовательный кампус и стереть границу между учеником и учителем, Майкл Карньянапракорн создал онлайн-сообщество Skillshare. Членский взнос $10 в месяц позволяет организовать свою лекцию или получить доступ к тысячам других в области дизайна, бизнеса, анимации, кулинарии. Классы привлекают студентов, они сами становятся учителями, и маховик продолжает вращаться – сейчас в сообществе взаимообучают друг друга свыше 4 млн человек.

А в 2017 году школы Москвы на форуме "Импульс социальных изменений" вышли с инициативой шеринга ресурсов. Смысл идеи – провести их аудит: возможно, где-то есть простаивающие лаборатории, классы, спортзалы, в которых могли бы заниматься дети из других школ. И "расшарить" ресурсы – открыть их друг для друга.

Или, например, площадка Агентства стратегических инициатив – Смартека, где люди обмениваются эффективными практиками, решающими социально-экономические задачи и преобразующими условия жизни в регионах России.

История про честность и доверие

Шеринг-экономика – это будущее, которое уже постучалось, зашло в наш мир и закрыло за собой дверь. Рост экономики совместного потребления уже не остановить. Он превзошел все прогнозы. В интернете действуют тысячи сервисов и платформ для совместного использования ресурсов, хотя в 2009 году их было всего несколько: Zipcar, BlaBlaCar и Couchsurfing, Airbnb и Uber. Но что ждать дальше?

Очевидно, что модель ждут серьезные вызовы безопасности. Обмениваясь или оплачивая прокат товаров, мы оставляем персональные данные, которые нужно охранять. Другая проблема – это соблюдение авторских прав. Шарить чужое (музыку, фильмы, фото и книги) незаконно. Так что в будущем должны разрешиться все законодательные пробелы и налоговые лакуны. Государства уже экспериментируют с регулированием шеринговой экономики. Например, закон о самозанятых – это один из таких примеров.

Изменяется социальный портрет пользователя. Если раньше шеринг твердо ассоциировался с миллениалами и зумерами, то теперь в эту игру вовлеклись и люди старшего поколения, которые тоже хотят экономить и при этом не отказывать себе в радостях.

Еще один тренд индустрии – прозрачность и доверие. Для шеринга это не просто пиар-ход, а ключевые принципы. Шеринг-сообщество само себя оценивает, ставит рейтинги, наказывает нарушителей. Так работают сервисы Яндекса, BlaBlaCar, YouDo и так далее. Но если вдруг окажется, что рейтинги, баллы можно купить, накрутить за деньги или взломать, принципы прозрачности и доверия будут утрачены. И бизнес может развалиться.

В России прекрасно прижились как иностранные сервисы, так и появляются сотни своих, уникальных. И хотя пока что шеринг – это больше история для столиц и городов-миллионников, очевидно, что тенденция "делиться" быстро захватит и регионы.

Фото: shutterstock, goodfon.ru, студия "Вместе с мамой", archdaily.com, zmmt.ru

Автор: Наталия Гладкая

Дата публикации: 22 октября 2020

#полезная информация #фудшеринг #Каршеринг

 187   5  
Хочешь получать свежие новости?
Подписаться
Вам может быть интересно